12 ноября исполняется 110 лет со дня рождения советского скрипача Юлия Марковича Реентовича (1914 — 1982). В связи с этим публикуем очерк о творчестве замечательного советского музыканта.
Свыше четверти века ансамбль скрипачей Большого театра ведет интенсивную концертную деятельность. Яркие выступления на ответственных концертах в числе лучших артистических сил страны, многочисленные концерты в крупных городах и отдаленных уголках союзных республик перед многотысячной аудиторией рабочих и строителей, колхозников и шахтеров, советских воинов и студенчества, триумфальные гастроли за рубежом, великолепные грамзаписи, выступления по радио и телевидению снискали заслуженную любовь этому уникальному коллективу самых широких масс слушателей. Организатором, бессменным художественным руководителем и душой этого содружества скрипачей являлся народный артист РСФСР, концертмейстер оркестра Большого театра Ю.М. Реентович.
Для Реентовича, родившегося и выросшего в Тамбове, памятным был 1931 год, когда он, выпускник Тамбовского музыкального института, поступил по конкурсу в оркестр прославленного Большого театра СССР. К этому времени он имел хорошую школу, полученную от отца, заслуженного артиста РСФСР М.Н. Реентовича, и все же юноша в течение четырех лет совершенствовался у выдающегося педагога -профессора Московской консерватории А. И. Ямпольского.
Было бы неверным, однако, назвать только педагогов-скрипачей, воспитавших Ю. Реентовича первоклассным музыкантом с высокой исполнительской культурой
и отточенным художественным вкусом. Его учителями были работавшие в Большом театре великолепные артисты — прославленные певцы и дирижеры, первоклассные исполнительские коллективы (оркестр и хор), обладающие славными традициями, а главное — вокруг него была атмосфера творческого горения, исключительной взыскательности и художественной дисциплины.
Интересы молодого скрипача не замыкались рамками оркестровой работы. Он нередко выступал в различных концертах как солист. Особенно частыми были его выступления во время Великой Отечественной войны в составе артистических военношефских бригад молодых артистов Большого театра. Последняя поездка на фронт состоялась в апреле 1945 года и завершилась концертом в подвале рейхстага 5 мая 1945 года. Реентович играл в честь полка, водрузившего знамя победы над рейхстагом.
После войны скрипач продолжал трудиться в стенах Большого театра. Музыкальный авторитет серьезного, вдумчивого, яркого исполнителя рос постоянно. В 1952 году он становится концертмейстером оркестра.
Однажды во время подготовки ответственного концерта Ю. Реентовичу предложили исполнить с группой артистов оркестра какое-либо произведение. Концертмейстер согласился, и в короткий срок семнадцать скрипачей подготовили в унисон «Вечное движение» Н. Паганини. 25 февраля 1956 года в сопровождении оркестра Большого театра под управлением Г. Рождественского они исполнили эту феерическую пьесу перед делегатами XX съезда КПСС, покорив слушателей высочайшим техническим мастерством и слаженностью игры. Эту дату принято считать днем рождения нового по форме музыкального коллектива. Его становлению на первых порах помогали крупнейшие деятели советской культуры — Ю. Файер, А. Мелик-Пашаев, Е. Светланов, Г. Рождественский.
За годы работы коллектив обрел свой индивидуальный почерк, художественную неповторимость исполнительского облика, в чем немалая заслуга его бессменного руководителя. В игре Ансамбля скрипачей покоряет высокая профессиональная культура исполнения, тонкий художественный вкус, идеальная творческая дисциплина. Полнота звучания, яркая эмоциональность сочетаются с тонкой отделкой, прорисовкой деталей. В исполнении всегда ощущается единое и глубокое проникновение в музыкальные образы произведений, что придает интерпретации убедительность, законченность и необычайную уравновешенность.
Теплый прием и переполненные залы всегда встречают артистов, где бы они ни выступали, — на целинных ли землях Алтая, Казахстана и Сибири (ансамбль награжден медалью «За освоение целинных земель») или в крупнейших концертных залах Англии, США, Японии (коллектив посетил около двадцати стран). Вариации Д. Тартини, Ария и Пассакалия Г. Генделя, Романс из кинофильма «Овод» Д. Шостаковича, Вальс из оперы «Война и мир» С. Прокофьева — эти, как и многие другие замечательные произведения, сегодня хорошо известны многочисленным слушателям. Они стали неотъемлемой частью их духовного мира благодаря Ансамблю скрипачей Большого театра. По примеру артистов во многих уголках Советского Союза также стали возникать подобные коллективы — в концертных организациях, учебных заведениях, художественной самодеятельности. И в этом — исключительная заслуга коллектива театра как популяризатора классической и современной музыки, новых форм коллективного музицирования.
В грандиозной работе по эстетическому воспитанию современного поколения советских людей, выдвинутой Коммунистической партией, трудно переоценить огромную просветительскую, воспитательную роль ансамбля, созданного Ю. Реентовичем. Жизнь наглядно подтверждает слова, сказанные Д. Шостаковичем при рождении Ансамбля: ’’Будущее этого коллектива — прекрасно, и он займет видное место в строительстве советской музыкальной культуры”.
В. Руденко
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ