14-го января исполняется 140 лет со дня создания русским композитором Сергеем Ивановичем Танеевым кантаты «Иоанн Дамаскин».
Кантата «Иоанн Дамаскин» была впервые исполнена под управлением автора 11 марта 1884 года.
В письме к П. И. Чайковскому Танеев писал: «Эта кантата понравилась публике. Многие из слушателей говорили мне, что музыка произвела на них впечатление». Достоинства кантаты были признаны Чайковским; он назвал ее «превосходной».
В архиве Танеева хранится большое число черновых эскизов, записей и вариантов кантаты. Таков был творческий метод композитора — любое произведение появлялось на свет лишь в итоге огромной предварительной работы и тщательной отшлифовки формы. Показательно, что в списке произведений Танеева кантата «Иоанн Дамаскин» носит обозначение opus 1. Исключительно требовательный к себе, композитор до этого не считал себя вполне зрелым музыкантом, хотя им уже были написаны две симфонии и кантата на слова Пушкина «Памятник».
«Иоанн Дамаскин» имеет большое значение не только для творческой биографии Танеева, но и для истории русской музыки, это первое произведение проблемно-философского характера в кантат-но-ораториальном жанре.
Танеев посвятил свое сочинение памяти Н. Г. Рубинштейна. Однако кантата не является непосредственным эмоциональным откликом композитора на смерть друга и учителя. Это скорее философские раздумья о смысле человеческого бытия, о жизни и смерти.
В кантате впервые определилась характерная для танеевского творчества тема — вера художника в силу моральной чистоты человека, стойкость и величие его духовных идеалов.
Поэтическим текстом Танееву послужили выбранные строки из одноименной поэмы А. К. Толстого, созданной в 1858 году. Нравственно-этическая проблематика поэмы, хотя и облаченная в религиозную оболочку, оказалась необычайно созвучной устремлениям молодого композитора. Не могла не встретить отклика в душе Танеева и одна из важнейших тем поэмы — тема могучей силы искусства. Средневековый византийский поэт Иоанн Дамаскин в своих гимнических песнопениях открывал людям красоту жизни, дарил им утешение в горе и страданиях. Аналогии возникали с Н. Рубинштейном. Не случайно Танеев посвятил кантату памяти «великого художника».
«Иоанн Дамаскин» — произведение сравнительно небольших масштабов, его отличают исключительная стройность и единство идейно-художественной концепции.
Последовательность развития основных тематически — образных элементов придает музыке черты высокой симфоничности.
Кантата состоит из трех частей. Ее обрамляют инструментальное вступление и хоровое заключение, построенные на теме «Со святыми упокой». Вводя этот церковный напев из похоронного обряда, Танеев исходил не только из его соответствия содержанию поэтического текста кантаты, но и из конкретного образно-эмоционального смысла, которым был наполнен напев для каждого русского человека той эпохи. Показательно, что почти через десять лет этот же напев — символ смерти -был использован Чайковским в первой части Шестой симфонии.
Мелодия «Со святыми упокой» искусно сплетается в кантате с танеевскими темами: проникновенно лирическая в первой части, воз вышенносозерцательная во второй и живописно-изобразительная в третьей, — все они развиваются в рамках композиционных схем кантаты и создают затаенно-взволнованное настроение печали, временами поднимающееся до высот трагедийного пафоса.
В музыке «Иоанна Дамаскина» сказались влияния ораторий Г. Ф. Генделя и элегически-романсной лирики П. И. Чайковского. Все это объединено творческой индивидуальностью Танеева, в первую очередь, его особой полифонической манерой письма, являвшейся для композитора и фактором формообразования и средством художественной выразительности.
Сообщая Чайковскому об исполнении кантаты, Танеев подчеркнул: успех кантаты доказал, что «контрапунктический способ писания не делает музыку скучной и сухой…
Контрапунктические «хитрости»… могут служить для целей вполне художественных».
В дневнике 1903 года Танеевым сделана следующая запись: «Надо побольше и получше писать, чтобы сочинениями своими привлечь к себе людей». Из творческого наследия композитора кантата «Иоанн Дамаскин» является произведением, живущим до наших дней. Она исполняется по радио, на концертных эстрадах, привлекая слушателей душевным целомудрием ее творца, благородством и красотой музыки, теплотой и трепетностью ее эмоционального тона. «Сочинения Танеева, — говорил Б. В. Асафьев, -подобны хорошим стихам, в которые надо неоднократно вчитываться, и каждый раз это ведет к открытию в них еще более главного, еще более важного».
Т. Хопрова
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ