Эта статья размещена в память о замечательном художнике Георгии Богдановиче Якулове (1884-1928). 140-летие которого отмечается 14-января 2024-го года.
Георгий Богданович Якулов был примечательной фигурой в художественной жизни Москвы первой четверти 20-го века. Его виртуозные работы вызывали восхищение и споры. Блестящий полемист, человек большой культуры, он постоянно участвовал во всякого рода спорах о судьбах и путях нового искусства. Он жил и работал увлеченно, радостно. Якулов родился в Тбилиси в семье известного адвоката. Однако, когда отец его умер, выяснилось, что денег на жизнь нет. С помощью родственников Якуловы переехали в Москву. Будущего художника определили в Лазаревский институт восточных языков, но уже в ту пору его начинали больше интересовать музыка, поэзия, искусство, чем все науки.
После недолгой подготовки в студии К. Ф. Юона (всего лишь 2 месяца) Якулов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Но через 2 года (в 1902 году) Якулова, как не желавшего выполнять академические задания, отчислили. В том же 1902 году его призывают в армию, направляют в один из кавказских полков. Эта перемена в жизни пробудила в нем первый интерес к восточной культуре. Когда Якулов осенью вернулся в Моск-ву, и его багаже было около 300 рисунков и картин. Но в декабре Якулова вновь забирают в армию и посылают сначала на Кавказ, а оттуда, в связи с началом русс ко-японской войны, он в со-ставе действующей армии поиа-мег в Манчжурию. Вопреки всем лишениям солдатской жизни художник сумел извлечь пользу из обстоятельств. Он впервые задумался о различии систем европейского и азиатского искусства; под влиянием знакомства с китайской и япон-ской графикой, с природой Востока художник стал пытаться попоной у подойти к передаче пространства, света. От картин, исполненных в несколько импрессионистическом духе, он переходит к плоскостным композициям, Основанным на декоративности И динамичности линейных ритмов, контрастах линии и пятна. В его «Скачках» (1906) мы видим уже сознательное применение этих принципов. Здесь он, чтобы передать стремительность, порыв вперед, использует мотив «тайфуна», спиралевидного, динамичного движения.
Работы Якулова появляются на многих отечественных и зарубежных выставках. В символистско-декоративистском духе художник пытается создать особые народные стили Востока. Он начинает изредка декорировать и различные помещения.
В 1910 году Якулов совершил большое путешествие по Италии. Он побывал во Флоренции, Риме, Сиене, Падуе, Венеции. Через три года он проводит лето во Франции, в Л у вес ье не, на даче Робера Делоне, художника, интересовавшегося цвето — световыми эффектами, передачей на плоскости разных моментов одного и того же движения, создателя симультанной живописи. Все эти поездки укрепили Якулова в уверенности, что он на правильном творчество. Он создает картины, монументальные панно, расписывает интерьеры. Эта деятельность продолжается и после революции,, когда Якулов оформляет знаменитые артистические кафе (в соавторстве с другими художниками) — «Питтореск» (1917), «Стойло Пегаса» и другие. Но в эти годы в его творчестве начинается и новая блестящая глава — работа в Камерном театре. Здесь он оформил «Обмен» (1918), «Принцесса Брамбилла»* (1920), «Сеньор Формика» (1922), «Жирофле-Жирофля» (1922). В театре проявились лучшие качества Якулова-художника — его артистизм, чувство декоративности, своеобразный возвышенный романтизм, пристрастие к световым эффектам, любовь к решениям праздничным, карнавальным. Сам художник в острой полемике, развернувшейся вокруг принципов сценического конструктивизма между сторонниками Камерного театра и театра Вс. Мейерхольда, считал себя изобретателем нового течения. Сегодня видна очевидная противоположность стиля работ Якулова конструктивизму, работ очень живописных, ярко декоративных. И между тем, якуловские декорации прекрасно воплотили одну из ведущих театральных идей того времени: они сделаны в расчете на действие, на актера. В «Жирофле-Жирофля» действие возникало, как в волшебном представлении, буквально в любой точке сценической площадки. Кроме Камерного театра, Якулов работал и в некоторых других московских театрах, в Тбилиси и в Ереване. В 1927 году он сделал декорации к балету «Стальной скок» С. Прокофьева для парижской труппы С. Дягилева. Спектакль был воспринят французской публикой как демонстрация достижений советского искусства, как своего рода агитбалет. Одно из интересных произведений Якулова, исполненных в 1920-е годы,—проект памятника 26 бакинским комиссарам (1923, архитектор В. Щуко), где использован любимый Якуловым мотив -вихреобразного движения.
Литература: «Георгий Богданович Якулов. «Каталог выставки». Ереван, 1967.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ