115 лет со дня рождения советского художника Николая Осенева

11-го ноября 2024 года исполняется 115 лет со дня рождения советского художника, пейзажиста, жанриста Николая Ивановича Осенева (1909-1983). К этой дату публикуем очерк о творчестве художника. 

Коренной москвич Николай Иванович Осенев родился в Замоскворечье 11 ноября 1909 года и всю свою жизнь прожил в Москве. Его путь в искусство был долгим и непростым. С тринадцатилетнего возраста он начинает посещать частные художественные студии, много времени проводит в московских музеях, особенно часто бывая в Третьяковской галерее, однако в художественный институт поступает только в 29 лет. Этому событию предшествуют учеба в политехникуме и одиннадцать лет работы строителем-архитектором.

В 1938 году Осенев поступает в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, а в 1941 году с третьего курса института уходит на фронт.

Николай Иванович Осенев начал войну в инженерных войсках. Он строит под Москвой оборонительные сооружения, минирует, наводит переправы. Позднее появится картина «Комсомольцы на строительстве оборонительных сооружений под Москвой», навеянная впечатлениями первых лет войны. Картина получит первую премию Академии художеств СССР на выставке «XXX лет ВЛКСМ».

В Варшаве

В качестве помощника начальника штаба 33-й армии по заграждениям Осенев воевал на Смоленщине, освобождал Вязьму, сражался под Могилевом, Ленино… .

За четыре года напряженной фронтовой жизни начинающему художнику не часто удавалось добраться до карандаша и бумаги. И тем не менее к концу войны появляется серия рисунков — портреты товарищей, боевые сюжеты, армейские будни, питавшие его творчество в дальнейшем.

После демобилизации осенью 1946 года Осенев возвращается в институт в звании капитана. Начинается упорная учеба, попытка наверстать прерванное войной. Учителями Осенева были С. Герасимов и Н. Максимов. Вскоре Осенев становится репинским стипендиатом, а в 1949 году защищает диплом картиной «Весть о награде», посвященной теме труда в советской деревне: на только что вспаханной борозде приостановлена работа, колхозники читают статью в газете, где пишут о награжденных за труд.

Это интересно:   175 лет со дня смерти известного японского художника-гравера Кацусики Хокусая
Пейзаж с мостом

Уже в дипломной работе проявляется тяготение художника к созданию тематической картины. Этому жанру Осенев оставался верен всю жизнь.

Родившись до Великой Октябрьской социалистической революции, Николай Иванович помнил отзвуки первой мировой войны, разговоры взрослых, уходящие на фронт эшелоны, раненых, помнил и первые годы Советской власти, гражданскую войну. Эти воспоминания во многом питали его увлечение историческим сюжетом. Зрителю хорошо известны такие часто репродуцируемые работы Осенева, как «Октябрь в Смольном», «Москва хоронит Баумана», «Первое слово Советской власти». В последней работе Осенев отобразил почти все слои нового общества: здесь и улыбающийся моряк, ищущий взглядом, с кем бы поделиться своей радостью, солдат и рабочий, обсуждающие декрет, старый интеллигент в пенсне, внимательно читающий наклеенную на афишную тумбу газету, женщина с ребенком, мальчишка, курсистка с книгами. Персонажи написаны в самых различных психологических состояниях, художник мастерски владеет композицией, его живописный язык сочен и темпераментен. Но не только недавнее историческое прошлое страны служит темой картин Осенева, в центре его внимания—современные будни нового социалистического общества. Он живо откликался своим творчеством на важнейшие события жизни. Так, к 50-летию Советской Армии Осенев пишет картину «Стражи» (1965), к 50-летию Октября — «Горки Ленинские» (1967), а к выставке «На страже мира» — картину «Партизаны».

С 1956 года начинаются частые зарубежные поездки Осенева. Он побывал более чем в 17 странах. Чехословакия, Польша, Англия, Франция, Италия, Венгрия, Австрия, Египет, Ирак — далеко не полный перечень его маршрутов. Из каждой поездки художник привозил этюды, зарисовки и массу впечатлений.

Желтый город, 1978

Зарубежные поездки вдохновили художника на создание цикла работ «По ленинским местам», в которых запечатлены места зарубежного пребывания Владимира Ильича Ленина. Из своей поездки в Польшу Николай Иванович привез работу «Поронино», изображающую польский дом-музей Ленина; из Лондона—картину, воспроизводящую дом, в котором Ленин редактировал «Искру»; в работе «Улица Мари-Роз в Париже» мы видим дом, где жил Ленин; запечатлены художником и улицы в Праге, Кракове, так или иначе связанные с именем Ленина. В этих работах большое внимание уделяется архитектурному пейзажу—сказалась давняя работа Осенева в качестве строителя-архитектора. Цикл картин «По ленинским местам» хранится в Государственном музее им. В. И. Ленина.

Это интересно:   500 лет со дня смерти немецкого художника Ганса Гольбейна Старшего

Работы Осенева сами часто путешествуют за границу в составе советских выставок — они побывали в Сирии, Египте, Вьетнаме, Ливане, Польше, Венгрии, ГДР.

Старые дома на Сене, Париж

Несмотря на то что излюбленным жанром Осенева является сюжетная тематическая картина—художник часто обращается к пейзажу. Он пишет Подмосковье, любимую художником природу Тарусы, городские пейзажи (например, в пейзаже «Зимний день. Москва», 1968, написанном из окна мастерской художника,— широкая панорама города, заканчивающаяся Кремлевскими башнями). Однако и в этом жанре сказывается общая направленность творчества художника: Осенев отдает предпочтение тематическому пейзажу, включающему дорогие художнику приметы современной жизни. Появляются такие пейзажи, как «Стражи» (1965)—радары, охраняющие границы нашей Родины, «Новый пейзаж» (I960), написанный под Малоярославцем, где жил отец художника и где сам он прошел тропами войны, «Индустриальная симфония» (1961) — в этой картине сконцентрирована напряженная жизнь железнодорожной индустрии: пересечение путей, груженые составы, путейские рабочие, дымящие трубы, краны, пандусы, горы складов… все это передано с мощной экспрессией и темпераментом.

Работы Николая Ивановича Осенева хорошо известны советскому зрителю, они часто экспонируются на выставках; произведения художника хранятся в Третьяковской галерее, в музеях Харькова, Львова, Вильнюса, Риги и многих других музеях и картинных галереях нашей страны.

Е. ПОЛЯКОВА

 

Литература: М. Халаминская. Николай Осенев. М., 1972

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ