В 2024-м году исполнилось 240 лет со дня рождения русского скульптора Степана Степановича Пименова (1784-1833). В связи с этим публикуем очерк о творчестве скульптора.
Чтобы хорошо познакомиться с творчеством замечательного русского скульптора XIX века Степана Степановича Пименова, надо обратиться к выдающимся архитектурным памятникам Ленинграда. Пименов был подлинным мастером монументально-декоративной пластики, мастером,
точно чувствовавшим особенности и ритмы архитектуры. С его произведениями неразрывно связано представление о величественном, классическом облике Петербурга александровской поры.
Выученик петербургской Академии художеств (1795—1803), Пименов с молодых лет принимал самое активное участие в монументально-декоративных работах. Он сотрудничал с самыми крупными зодчими той эпохи, высоко ценившими его талант. Многие годы Пименов работал бок о бок со скульптором В. И. Демут-Малиновским. Особенно плодотворным было их содружество, когда они исполняли скульптурный декор для зданий, построенных выдающимся архитектором К. Росси. Так Пименов и Демут-Малиновский придумали статуи, маски и барельефы для Елагина дворца (1818—1819). Они украсили скульптурой Михайловский дворец (1823—1824). Пименов является автором колесницы Аполлона на Александрийском театре (ныне здание театра имени А. С. Пушкина). В Публичной библиотеке можно увидеть его статуи Платана и Гомера.
Но и до встречи с Росси Пименов и Демут-Малиновский уже немало работали вместе, считались опытными мастерами. В Горном институте можно видеть стремительную, полную экспрессии, динамики группу Пименова «Борьба Геракла с Антеем» (1809). Для Казанского собора по заказу архитектора А. Воронихина он сделал большие статуи Александра Невского и киевского князя Владимира Святославича (1804— 1811), величественные, благородные памятники, привлекающие красотой формы, гармонией с архитектурой собора.
Пименов был и великолепным мастером надгробных памятников (проект надгробия скульптору М. Козловскому, у которого Пименов учился в Академии художеств, 1802, и надгробие М. Голицыну, 1810).
Пожалуй, самые совершенные произведения Пименова — его скульптуры для здания Адмиралтейства и скульптура для арки Главного штаба, во многом определяющая своеобразие облика этого сооружения. Пименов и здесь работал в содружестве с Демут-Малиновским. Он вылепил фигуру гения Победы, воинов, рельефы с изображением Славы. Из поздних произведений Пименова можно отметить фигуру Славы и воинов для Триумфальных ворот у Нарвской заставы (1830—1833).
Пименов относится к числу не только наиболее активных скульпторов своего времени, но и наиболее характерных. Многоопытный и по-своему тонкий мастер, он в известной мере определил понимание скульптуры в архитектуре, типичное для русского классицизма. Всегда это некая пластическая аллегория, иносказание. Он — сторонник извечной, идеальной формы, видящий свой идеал в греческой скульптуре. Все сделано мастерски, точно рассчитано, в известной мере холодно и рационально. Но скульптуру Пименова неверно было бы рассматривать и оценивать изолированно, вне архитектурной системы. Она здесь не только украшение, дополнение, но и необходимый внутренний, архитектоничный элемент. Скульптура как бы конкретизирует смысл здания, выявляет его общественное звучание. И в этом плане мы можем говорить, что в творчестве Пименова отразился общественный подъем эпохи Отечественной войны 1812 года, рост национального самосознания. Полное понимание, существовавшее между скульптором и архитекторами, способствовало рождению искусства подлинно синтетического. В этом смысле работа Пименова, как и других крупнейших ваятелей той эпохи, осталась непревзойденной на протяжении всего XIX столетия.
Литература: И. Шмидт. Степан Степанович Пименов. М.—Л., «Искусство», 1951.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.