28 августа — 275 лет со дня рождения (1749) Иоганна Вольфганга Гете, немецкого поэта, мыслителя, драматурга и театрального деятеля (умер в 1832 году).
«Величайший немец», по характеристике Энгельса, Гете сыграл огромную роль в истории национальной и мировой культуры. Значительный вклад внес он и в развитие театрального искусства — как драматург, автор первой исторической драмы «Гец фон Берлихинген», трагедии «Эгмонт» и, прежде всего, гениального «Фауста»; как театральный деятель, руководитель придворного Веймарского театра (1791— 1817), реформатор режиссерского искусства; как теоретик, один из создателей европейской театральной эстетики нового времени.
Из обширного драматургического наследия Гете (всего им написано около сорока пьес) особое внимание театров привлекали «Эгмонт» и первая часть «Фауста». Обе трагедии ставились и в России; в них играла М: Н. Ермолова, прекрасной исполнительницей роли Маргариты была также В. Ф. Комиссаржевская. В 1949 году, к двухсотлетней годовщине со дня рождения Гете, на сцене Гамбургского театра были поставлены обе части «Фауста».
Гете о своей работе в Веймарском театре
…Я не обращал внимания на великолепные декорации и блестящие костюмы, — я обращал внимание на хорошие пьесы. Я признавал все жанры — от трагедии до фарса; но каждая пьеса должна была представлять собой кое-что, чтобы заслужить себе милость. Она должна была быть значительной, талантливой, веселой и грациозной, во всяком случае здоровой, и должна была иметь некоторый внутренний стержень. Все болезненное, слабое, слезливое и сентиментальное, а также все, возбуждающее ужас и отвращение и оскорбляющее добрые нравы, было раз навсегда исключено; я боялся испортить этим и актеров и публику.
Хорошими пьесами я поднимал актеров. Ибо разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если он только не совсем обижен природою. Вместе с тем я находился в постоянном личном общении с актерами. Я руководил считками и старался каждому актеру уяснить его роль; я присутствовал на главных репетициях и обсуждал с актерами, как улучшить то или другое. Я всегда бывал также на самом представлении и на другой день указывал все то, что мне показалось не совсем удачным. . .
Из кн.: И.-П. Эккерман. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. АЛ. —Л., 1934.
А. С. Пушкин
…«Фауст» есть великое создание поэтического духа; он служит представителем новейшей поэзии, точно как «Илиада» служит памятником классической древности.
Из кн.: А. С. Пушкин. Поли. собр. соч. в 10-ти т., т. 7. М., 1964
В. Г. Белинский
…«Фауст» Гете, конечно, везде — великое создание. На него в особенности любят указывать, как на образец чистого искусства, не подчиняющегося ничему, кроме собственных, одному ему свойственных законов. И однако ж — не в осуд будь сказано почтенным рыцарям чистого искусства — «Фауст» есть полное отражение всей жизни современного ему немецкого общества. В нем выразилось все философское движение Германии в конце прошлого и начале настоящего столетия.
Из кн.: В. Г. Белинский. Собр. соч. в 3-х т.г т. 3. М., 1948.
И. С. Тургенев
…В истории развития человеческого сознания «Фауста» можно почитать самым полным (литературным) выражением эпохи, разделяющей средние века от нового времени. И так как всякое, даже положительное начало должно, при первом появлении своем, носить характер отрицательный (иначе оно себе никогда не завоюет места), то и весьма понятно, почему оно, это начало, у Гете, современника Вольтера, приняло образ Мефистофеля. Мефистофель — это новое время; это тот XVIII век, на который с таким добродушным ожесточением ослепленные или ограниченные люди сыплют разнообразные проклятия.
Из кн.: И. С. Тургенев. Поли. собр. соч. и писем в 28-ми т., т. 1. М.—Л., 1960.
А. В. Луначарский
…Если собрать драматические произведения Гете вместе и издать отдельно, то получится огромный том чрезвычайно большого, веса как в отношении его идейного содержания, поэтической образности, музыки речи, так даже и в отношении сценическом. Если Гете не совсем умел поставить целостную пьесу, если он нередко впадает в длинноты, сценически тягостные, то это отнюдь не мешает тому, что у него часто встречаются и гениальные концепции, в смысле общего построения драмы, и отдельные, совершенно изумительные по своей впечатляющей силе моменты.
Но все же не в театральности главная сила драматургии Гете. Его пьесы по преимуществу являются пьесами для чтения. Философское, психологическое содержание, богатство образов, совершенство речи у него на первом плане…
Формы драматического творчества Гете бесконечно разнообразны. Тут вы найдете изящные вещицы в духе рококо, памфлеты в действии, шуточные произведения в духе народных шванков, комедии, драмы бытовые, семейные, написанные под влиянием театра Дидро, трагедии романтического и классического порядка, углубленно психологическую драму, и, наконец, как купол святого Петра над Римом, над всем разнообразием гетевской драматургии, да и вообще гетевского творчества высится гигантское здание двойного «Фауста» — труд, который был товарищем всей жизни Гете лет от пятнадцати до самой его смерти…
Из кн.: А. В. Луначарский о театре и драматургии, т. 2, М., 1958.
Лит.: Й.-В.-Г е т е. Собр. соч. в 13-ти т. М., 1932—1949; Н. Вильмонт. Гете. История его жизни и творчества. М., 1959; История западноевропейского театра, т. 2. М., 1957.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ