15-го августа исполняется 115 лет со дня рождения советского художника, графика, педагога, народного художника СССР Юрия Михайловича Непринцева (1909-1996). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
Трудно, пожалуй, назвать в советской живописи более популярную картину, нежели «Отдых после боя», созданную народным художником СССР, действительным членом Академии художеств, лауреатом Государственной премии СССР Юрием Михайловичем Непринцевым. Вот уже три десятилетия около нее в зале Третьяковской галереи не бывает пусто. Причина такой ее всенародной славы — в подлинной жизненной достоверности образов, в кровной, отмеченной страшной годиной войны приобщенности к судьбам советских людей. Знаменательно в этом отношении, что после появления картины в 1955 году, когда были еще так свежи раны великой войны, люди, увидев ее — большей частью, конечно, в репродукциях,— писали художнику письма с просьбой сообщить адрес того или иного персонажа, который оказывался так похож на их родственника, пропавшего без вести на фронте. Счастьем для художника можно считать то, что сюжетнотематической основой картины послужила любимая народом . поэма А. Твардовского «Василий Теркин», ее герой стал центральным образом и в произведении Непринцева. И, наконец, немаловажную роль в творческой судьбе картины сыграло то обстоятельство, что сам художник не был в стороне от событий, которыми жила страна, не являлся лишь их наблюдателем и летописцем. Он сам воевал на Ленинградском фронте, и ему доводилось видеть, с каким воодушевлением читались в промерзших землянках зимой 1942 года только что напечатанные в «Правде» стихи Твардовского. Разумеется, Непринцев тогда и не предполагал создавать своего «живописного» Теркина, но он рисовал много портретов моряков, пехотинцев, летчиков, артиллеристов. Этот благодарный «материал», эти незаменимые впечатления участника и очевидца сослужили художнику позже свою бесценную службу. «За годы войны,— говорит Непринцев,— я много раз встречал живых Теркиных, умевших в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей шуткой, острым словом, а в деле показать пример подлинного мужества, находчивости, героизма».
И на полотне в кругу обступивших его бойцов сидит этот «святой и грешный русский чудо-человек». Он готовится закурить, и… минуту затишья разрывают залпы веселого смеха бойцов. На лицах участников целая гамма чувств: от скептического недоверия к словам рассказчика, снисходительного внимания до полного самозабвения. Среди собравшихся здесь разведчиков, пехотинцев, танкистов — бывалых солдат и новичков — нет двух похожих. Художник тонко и точно проводит конструктивные, композиционные, смысловые связи между отдельными фигурами, их психологическим состоянием, и целыми группами, левой и правой частью картины, первым и вторым планами. Отталкиваясь во многом от своего прообраза — знаменитых «Запорожцев» И. Е. Репина, Непринцев как бы утверждает здесь преемственность героических традиций свободолюбия, духовной стойкости, оптимизма и широты души нашего народа.
Тема войны, раскрытая в «Отдыхе после боя» с такой, казалось бы, негероической стороны, без грома пушек, криков «ура», лежащих трупов и потому, может быть, так по-человечески правдиво и волнующе, надолго стала главной в творчестве Непринцева. Но если знаменитая его картина прозвучала в те годы как жизнеутверждающий финал всех военных мук и страданий, как мажорный аккорд, выразивший гордость народа своей великой победой, то позже появляется другой, более пристальный, резкий угол зрения.
На глазах Непринцева происходила трагическая эпопея блокадного Ленинграда. Он, по его словам, «поражался спокойному мужеству обессиленных голодом и холодом людей, их беспредельному героизму, в котором не было ничего от мрачной обреченности». В 1960-е годы он исполняет серию полотен, посвященных ленинградцам,— «Хлеб. 1941», «Снова светит солнце», «Трамвай пришел на фронт», «Память павших», «Балтийцы» и др. В основе их офортные листы из цикла «Ленинградцы» (1960—1967). В этих листах с огромной силой прозвучали боль, ужас происходившего и удивительная стойкость духа советских людей. Стиль художника здесь жестче, экспрессивнее — нельзя забыть эти женские лица с их огромными почерневшими глазами, костлявые тела на детских саночках, мертвящий холод зимнего города. В живописных произведениях появилась большая драматическая насыщенность изображения, обогатился диапазон образных средств, острота наблюдений перешла в сферу зрелых размышлений и высокой патетики.
Призыв бороться с угрозой новой войны, с вариантами современных фашистских злодеяний звучит в картинах Непринцева 70-х годов «Молодость мира» (1974) и «Солидарность» (1975). Однажды в зарубежной поездке Непринцев увидел молодежную демонстрацию в защиту мира. «Она потрясла меня,— признавался художник.— Я должен поведать о том, чем живет сегодня наша планета». И в картине «Молодость мира» он представляет наших современников, объединенных страстным стремлением сохранить мир. Художник показывает героев крупным планом, внимательно всматривается в прекрасные лица этих людей, никогда не видевших войну, не переживших того, что довелось испытать его поколению, но с такой покоряющей самоотверженностью вставших на пути ядерной угрозы.
Для Непринцева всегда важно увидеть неповторимое лицо современника, узнать и передать строй его души, полет его мыслей — будь то большая тематическая картина, графический лист или живописный портрет. Разумеется, в портретном жанре это обнаруживается наиболее наглядно. Диапазон его образов огромен — боевые товарищи военных дней, метростроевцы, писатели, врачи, художники, инженеры… Замечательны проникновенные портреты Героя Социалистического труда В. П. Виноградова (1970), искусствоведа М. А. Тихомировой (1973), заслуженного художника РСФСР В. М. Городецкого (1975).
Активная творческая работа художника плодотворно совмещается с большой и многолетней преподавательской деятельностью в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Среди его учеников такие признанные уже мастера советского изобразительного искусства, как В. Ф. Токарев, М. Ф. Холуев, Р. И. Чарыев, К. М. Шаяхматов, Э. В. Козлов и многие другие.
В. ПОЛИКАРОВ
Литература: И. Мямлин. Юрий Михайлович Непринцев. Л., 1976
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ