11-го августа исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося советского ученого, музыковеда, специалиста по западной музыке Валентины Джозефовны Конен (1909-1991). К этой дате публикуем очерк о замечательном советском ученом-музыковеде.
Выдающийся советский ученый, специалист по западной музыке, В. Д. Конен принадлежит к числу крупнейших представителей современного исторического музыкознания. В фундаментальных исследованиях она разрабатывает тематику историко-проблемного характера, восходящую к вопросам художественного творчества Ренессанса, барокко, классицизма, XIX и XX веков и тесно связанную с музыкальным театром в его исторической многозначности, а также с актуальными вопросами контактов национальных и региональных культур.
Широкая и сложная проблематика творчества Конен возникла не только на почве личных склонностей и характера научного дарования, но и вследствие широкого общегуманитарного образования, полученного в молодости. В 1927 — 1929 годах она обучалась на литературном факультете Нью-Йоркского университета; в 1929 году окончила Джульярдскую музыкальную школу по классу фортепиано М. Берголио, в 1938 году — историко-теоретический факультет Московской консерватории. Немалую роль сыграла и практика преподавания в консерваториях СССР (начиная с 1938 года), а также длительная работа в Институте истории искусств (ныне Институт искусствознания) Министерства культуры СССР.
Вклад Конен в отечественное и мировое музыкознание чрезвычайно весом. Он заключается прежде всего в изучении ряда узловых аспектов музыкально-исторического процесса, раскрытие которых уже служит ключом к познанию многих частных закономерностей в сфере теоретического музыкознания, музыкальной эстетики, истории музыкальных жанров, истории исполнительства. Среди таких аспектов — роль оперы в формировании классической симфонии («Театр и симфония”, 2-е изд., 1975). Рассмотрение этого вопроса поставлено в связь с большим кругом музыкальных и внемузыкальных проблем, которые прямо и косвенно воздействовали на процесс кристаллизации классических инструментальных и оркестровых форм XVIII века.
Особенно сильную сторону работ В. Д. Конен представляет культурологический «разрез» исследований. Именно благодаря этому свойству монографии ученого, посвященные отдельным композиторам, не умещаются в рамках традиционного монографического жанра. В них мы прежде всего приобщаемся к широко и остро поставленным вопросам развития музыкальной истории, к поиску и выявлению закономерностей, выходящих за пределы частных стилеобразований, но формирующих при этом их причинно-следственную связь — динамику возникновения, угасания, смены одних художественных течений другими. Отсюда — целенаправленное введение аналогий, образующих значительные временные «дуги»; эти аналогии, выявляющие самую закономерность, исследователь находит на широком поле музыкально-исторического процесса от Возрождения до наших дней; смысл и значение творческих явлений раскрывается и уточняется лишь всем последующим музыкально-историческим опытом вплоть до современности. Недаром начальная глава книги «Монтеверди» (1971) названа «Монтеверди и XX век», а одна из программных статей -«История, освещенная современностью» («Этюды о зарубежной музыке», 1975). Путем детального анализа исторических условий, особенностей английской театральной и литературной жизни второй половины XVII века Конен нашла убедительный ответ на давние вопросы: почему к началу XVIII века полностью угасла некогда яркая, богатая традициями музыкальная жизнь Англии; почему почти на два столетия был предан забвению величайший музыкальный гений Англии Генри Пёрселл? Автору удалось раскрыть истоки творчества композитора, его национальную природу, выдающийся вклад в мировую музыкальную культуру («Перселл и опера», 1978). В книгах «Пути американской музыки» (3-е изд., 1977), «Блюзы и XX век» (1980) подняты богатейшие пласты музыкальной культуры США, своеобразие которой раскрыто через общие и специфические черты эволюции художественного творчества, истории цивилизации Европы, Англии, Африки и США.
Насыщенностью мысли привлекают и работы «малого масштаба», объединенные в авторском сборнике «Этюды о зарубежной музыке». Полны новизны в оценке явлений статьи о музыке Ренессанса, о Глюке, Генделе, о Вагнере, Берлиозе и Бетховене; особое место среди них занимают статьи, разрабатывающие новую проблематику исторического музыкознания, они посвящены взаимоотношениям европейских музыкальных традиций с внеевропейским музыкальным миром («Значение внеевропейских культур для музыки XX века»; «Музыкально-творческие виды XX века»).
Большой притягательной силой обладают выступления ученого, обращенные к новому поколению (предисловия к «Истории зарубежной музыки», 1972, к «Этюдам о зарубежной музыке»). Лишенные какой-либо назидательности, эти удивительные тексты наполнены живым и теплым чувством к молодым музыковедам, с которыми большой ученый беседует как профессионал с профессионалом; они заставляют думать о многом: о своих возможностях, о самоотверженной работе, о любви к профессии, о высокой миссии и о честности ученого-историка.
С. Рыцарев
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.