100 лет со дня рождения грузинского композитора Отара Тактакишвили

27 июля исполняется 100 лет со дня рождения грузинского и советского композитора Отара Васильевича Тактакишвили (1924-1989). К этой дате публикуем очерк о творчестве композитора. 

Творчество О. В. Тактакишвили, глубоко национальное по своим корням, — неотъемлемая часть культуры Советского Союза. Премьеры многих его сочинений нередко приобретают характер значительного события в мире советской музыки.

Все лучшее, что вышло из-под пера Тактакишвили, навеяно многовековой историей грузинского народа и тесно связано с прекрасной музыкой и поэзией его родины. При этом композитор может показаться очень традиционным и даже «старомодным». Действительно, превыше всего в музыке Тактакишвили ценит мелодическое начало. Не потому ли в его произведениях главенствует кантилена, чаще всего очень выразительная и красивая? По-своему традиционен и оркестр Тактакишвили — всегда драматургически целенаправленный и одновременно колористически тонкий, но лишенный каких-либо особых изысков в сугубо современных технических приемах инструментовки. Герои и события наиболее значительных сочинений Тактакишвили, например ораторий «По следам Руставели», «Николо Бараташвили», опер «Миндия» и «Похищение луны», обращены в прошлое, подчас даже очень далекое.

Вместе с тем именно в этих и в целом ряде других произведений Тактакишвили выступает прежде всего современным художником, хорошо ощущающим пульс времени. Просто в отдельных случаях экскурс в историю дает композитору ощутимый повод затронуть нравственно-этические проблемы, нисколько не утратившие значения и в нашу эпоху. Наконец, своеобразие личности Тактакишвили как композитора заключено не только в кровной его связи с грузинским музыкальным фольклором, но и в том, как претворяет он в своей работе бесценное наследие прошлого. «Грузинская музыка, — говорит композитор, — настолько выросла теперь и настолько обогатилась творчески, что я нахожу в ней далеко не одни только интонации, гармонии и ритмы, но и возможности создания новых будущих форм и жанров музыкального искусства. Вот почему я вижу свою цель и свое назначение как художника XX века в том, чтобы следовать дорогой развития национальных традиций в очень глубоком значении этих слов».

Это интересно:   115 лет со дня рождения советского пианиста Павла Серебрякова

Тактакишвили родился в Тбилиси; там же в 1947 году он закончил консерваторию по классу композиции С. В. Бархударяна. Признание пришло еще в студенческие годы: победив в специальном конкурсе, он оказался автором Гимна Грузинской ССР. С Тбилисской консерваторией у Тактакишвили связаны годы преподавательской работы, получение звания профессора, наконец, пребывание на посту ее ректора (1962 — 1965). Биография Тактакишвили — это рассказ о Человеке, который прошел великолепную практику. В разное время он был и рядовым хормейстером, и художественным руководителем Государственной хоровой капеллы Грузинской ССР, не раз и с успехом выступал в качестве дирижера на родине и за ее пределами.

Художественное наследие Тактакишвили разнообразно — оперы, симфонии, оратории, концерты, камерные сочинения, театральная и киномузыка. Но в этой многожанровости есть свои «пристрастия»: композитор явно тяготеет к крупной форме, кроме того, особую роль в его творчестве играет музыка, связанная со словом.

Опера «Миндия» (1961), созданная на основе поэзии великого Важа Пшавелы, призывает к верности высоким этическим принципам, верности природе и искусству. В сущности, темам Человека, Природы и Родины в их сложной взаимосвязи посвящены и оратории «По следам Руставели» (1964), «Николоз Бараташвили» (1970). В опере «Похищение луны» (1977) людские судьбы проходят через великие социальные потрясения. Композитор воскрешает героические страницы истории родного народа, связанной с установлением Советской власти в Грузии. В основе более раннего опуса композитора — оперного триптиха «Три новеллы» (во второй редакции — «Три жизни», 1972) — острые социальные коллизии, картины народной жизни дореволюционной Грузии. О бессмертии народного подвига — музыка оратории «Живой очаг» (1964).

«Композиторы могут быть разными по масштабам и направленности таланта, но если они действительно творят для народа, всем им необходима живая атмосфера народной музыки». Эта мысль Тактакишвили как бы перекликается и дополняется другой:”… Многовековая традиция грузинской песенности не превратилась в ценность музейную, она продолжается в современности”. И он верен своим эстетическим воззрениям. Доказательства тому — в его же творчестве, где обретают вторую жизнь образцы народной музыки разных районов Грузии.

Это интересно:   К 140 летию польского композитора Людомира Ружицкого

Опера-буфф «Мусуси» (или «Ухажер», 1980), мюзикл «Первая любовь» (или «Чудаки», 1980), ’’Грузинские песнопения” для мужского хора, ударных и рояля — вот некоторые сочинения последних лет, свидетельствующие о неуспокоенности творческой натуры композитора.

Активная творческая деятельность народного артиста СССР О. В. Тактакишвили идет параллельно с не менее активной общественной. Он член ЦК КП Грузии, министр культуры Грузинской ССР, депутат Верховного Совета СССР и Грузинской ССР, секретарь Союза композиторов СССР, член Правления Союза композиторов Грузинской ССР, член Комитета по Ленинским премиям, член Президиума музыкального совета при ЮНЕСКО. Многогранный труд композитора отмечен рядом правительственных наград, в том числе орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и медалями. Государственная премия ему присуждалась трижды — в 1951 году за Первую симфонию, в 1952 году за Первый фортепианный концерт и в 1967 году за ораторию ”По следам Руставели”. В 1982 году за оперу ’’Похищение луны” и концерт для скрипки с оркестром Тактакишвили получил Ленинскую премию.

М. Тероганян

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ