140 лет со дня рождения советского писателя Исаака Бабеля

130 лет со дня рождения советского писателя Исаака Бабеля (1894-1940). Исаак Эммануилович Бабель родился 1 (13) июля 1894 года в Одессе. 

 

Своеобразнейший писатель, признанный мастер короткой новеллы. Бабель был крайне взыскательным художником, на редкость строго относившимся как к своему ремеслу, так и к собственной писательской биографии. Опубликовав два рассказа в горьковской «Летописи» (1916, № 11), начинающий писатель, следуя совету Горького, уходит «в люди».

В течение последующих 7 лет он «был солдатом на румынском фронте, потом служил в Чека, в Нарком-просе, в продовольственных экспедициях 1918 г., в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии, в Одесском губкоме, был выпускающим в 7-й советской типографии в Одессе, был репортером в Петербурге и в Тифлисе и проч.» («Автобиография»). В эти годы в различных изданиях появляются его очерки и этюды. В «Журнале журналов», например, за 1916—1917 гг. печатаются несколько миниатюр под названием «Мои листки», подписанные прозрачным псевдонимом Баб-Эль. Любопытен небольшой очерк «Публичная библиотека»; здесь схвачена особая атмосфера «царства книги».

Уже в это время Бабелем владеет идея циклизации рассказов. Произведения периода гражданской войны должны были составить цикл «Петербург. 1918»; «Вечер у императрицы» имел подзаголовок «Из «Петербургского дневника»», «Ша-бос-нахму» по замыслу писателя должен был войти в цикл «Гершеле»— рассказы о еврее-бедняке. В 1920 г. в одесском журнале «Лава» появляются «На поле чести», «Дезертир», «Семейство папаши Маре-ско», «Квакер», сопровождаемые авторским примечанием: «Печатаемые здесь рассказы — начало моих заметок о войне». Продолжения цикла о мировой войне не последовало; другим рассказам предстояло вскоре определить во многом писательскую судьбу Бабеля.

Весной 1920 г. Бабель едет на Польский фронт с удостоверением ЮгРОСТА на имя Кирилла Васильевича Лютова. (Так что Лютов — рассказчик из «Конармии» — лицо в известном смысле реальное, этой фамилией Бабель подписывал корреспонденции в «Красном кавалеристе», органе политотдела Первой Конармии, и позже, в 1922 г., в тифлисской газете «Заря Востока».) «Во время кампании я вел дневник. К сожалению, большая часть его погибла. В дальнейшем я писал, пользуясь этим дневником»,— свидетельствовал много позже сам писатель. Дневниковые записи, ныне частично опубликованные, позволяют уточнить историю создания книги. Как показали исследования Л. Лифшица (Вопросы литературы, 1964, № 4), И.Смирина (Литературное наследство, т. 74) и др., авторские датировки новелл 1920 г. обозначают время действия, а не написания. Основная работа заняла полтора года — с лета 1923-го по начало 1925 г. «…Только в 1923 году я научился выражать мои мысли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять. Начало литературной моей работы я отношу поэтому к началу 1924 года, когда в 4-й книге журнала «Леф» появились мои рассказы «Соль», «Письмо», «Смерть Долгушева», «Король» и др.» («Автобиография»). Некоторые новеллы публиковались и раньше в одесской периодике, а затем перепечатывались в московских журналах.

Это интересно:   315 лет со дня рождения английского критика и писателя Сэмюэля Джонсона

Уже в этих публикациях появляется подзаголовок: «Из книги «Конармия»». Однако книга складывалась непросто и не сразу. Д. А. Фурманов, бывший фактическим редактором «Конармии» в Госиздате, записывает в дневнике 17 декабря 1924 г.: «Порешили, что до 15 января он даст мне всю книгу. А дело с ней так: глав до двадцати в общем написано, напечатано; двадцать написано, но не напечатано; эти просто будут звеньями, цементом для других. Десять пишутся…» Первоначальный этот план и сроки претерпят многие изменения. 4 февраля 1926 г. Бабель пишет Фурманову: «Посылаю „Конармию» в исправленном виде… Все твои указания принял к исполнению…» Книга вышла в 1926 г. и выдержала восемь отдельных изданий. Первоначально в нее входило 34 новеллы. В принципе не возвращавшийся больше к этому циклу Бабель впоследствии напишет несколько рассказов, тематически с ним связанных. С седьмого— восьмого издания в книгу включается «Аргамак», датированный 1924—1930 гг.; только в 1937 г. отдельно печатается «Поцелуй».

Появление «Конармии» вызвало ожесточенные споры. Еще в 1924 г. с резкой критикой рассказов выступил С. М. Буденный (Бабизм Бабеля из «Красной нови».— Октябрь, № 3). С другой стороны А. Ворон-ский и другие критики высоко оценивали бабелевскую прозу. В полемике с Буденным, развернувшейся уже в 1928 г. на страницах «Правды», Горький писал: «Такого красочного и живого изображения единичных бойцов, которое давало бы мне ясное представление о психике всего коллектива, всей массы Конармии и помогло бы мне понять силу, которая позволила ей совершить исторический изумительный ее поход,— я не знаю в русской литературе».

Не менее ошеломительны для читателя были «Одесские рассказы», создававшиеся почти одновременно с «Конармией». «Рассказ «Король» был написан сжато и точно. Он бил в лицо свежестью, подобно воде, насыщенной углекислотой»,— говорит К. Паустовский. В своих воспоминаниях он рассказывает, что еще летом 1921 г. (за три года до публикации) Бабель показывал ему толстую пачку машинописи— 22 варианта рассказа «Любка Казак»!.. «Может быть, вы думаете, что это излишество! — сердился Бабель недоумению юноши.— А я вот еще не уверен, что двадцать второй вариант можно печатать».

Это интересно:   120 лет со дня рождения советского писателя Николая Островского

Вторая половина 20-х — пора творческого перелома, очередной период «странствий, молчания и собирания сил». Бабель снова, как в юности, уходит «в люди». Всегда непоседливый, в этот период он особенно много путешествует, причем— «не в международных вагонах, а собственным, нищенским и, по-моему, поучительным способом» (письмо 1929 г.), подолгу живет и работает в глухих углах. «Молчание» Бабеля становится притчей во языцех. В 1929 г. Бабель пишет В. Полонскому, оправдываясь в нарушении сроков договора с «Новым миром»: «Вы можете сечь меня розгами в 4 часа дня на Мясницкой улице — я не сдам рукопись ранее того дня, когда сочту, что она готова».

И в 30-е, несмотря на интенсивную работу, Бабель скупо печатает новые вещи. Он по-прежнему сочиняет «не страницами, а одно слово к другому» (из письма В. Полонскому). В 1931 г. публикуются «В подвале» и «Пробуждение» с подзаголовком «Из книги «История моей голубятни»». (Рассказ под таким названием, посвященный Горькому, появился еще в 1925 г., открывая, по замыслу писателя, новый, автобиографический цикл.) Признанные шедевры бабелевской новеллистики— «Гюи де Мопассан» (1932) и «Ди Грассо» (1937). До сей поры не вполне оценена как в литературе, так и в театре пьеса «Мария» (1935).

Вот сюжет, типичный для издательской биографии бабелевских произведений. «Мой первый гонорар» был единственным рассказом, заявленным для публикации в конце 20-х; в 1933 г. Горький рекомендовал его в числе других для альманаха «Год шестнадцатый»; однако рассказ увидел свет лишь в 1966 г. И в том же году напечатан рассказ «Справка», написанный в 30-е и представляющий собой сжатую переработку «Моего первого гонорара». Писатель вынашивал свои замыслы годами, на годы же откладывая публикацию завершенных вещей. Это сослужило недобрую службу его наследию: когда в 1939 г. оборвался творческий путь Бабеля, оказались утраченными многие рукописи. Известно, что шла работа над повестью «Коля Топу з»— об одесском налетчике, перевоспитывающемся новой действительностью, собирался материал для романа о чекистах; еще в 1931 г. «Новый мир» опубликовал рассказ «Гапа Гужва» как первую главу книги о коллективизации «Великая криница» — пока обнаружен лишь один рассказ из этой книги: «Колы-вушка» (Звезда Востока, 1967, № 3). И это, видимо, далеко не все.

Это интересно:   Александр Сергеевич Пушкин и русский театр (к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина)

Произведения Бабеля переводились на многие языки. У нас в стране отдельными изданиями они выходили более 30 раз. Самый полный из прижизненных сборников выпущен ГИХЛом в 1936 г. Из посмертных изданий первым было «Избранное» 1957 г. с предисловием И. Эренбурга. В 1966 г. выходят сразу две книги под тем же названием, но разного состава: в Кемеровском книжном издательстве и в «Художественной литературе». За 60-е и 70-е гг. в различных журналах и в научной периодике появилось немало публикаций забытых произведений, дневников, набросков и писем. Собрать все, написанное замечательным советским писателем И. Э. Бабелем,— задача будущих изданий.

М. Гуревич

Памятные книжные даты. М., 1984.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ