19 июня исполняется 140 лет со дня смерти немецкого художника, представителя направления романтизма и бидермейер, Людвига Рихтера (1803-1884). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
Романтизм можно сравнить с огромным деревом; корни его уходят в почву XVIII столетия, оно греет свою вершину в лучах солнца нынешнего века, а его мощный ствол и бесчисленные ветви пронизывают и заполняют собой воздух всего XIX столетия.
Имя Людвига Рихтера связано с той стадией существования романтизма, которую принято называть поздней и в оценках которой, вероятно, в силу именно этой ее временной особенности, ощутим оттенок пренебрежительно-снисходительный, как к чему-то второстепенному. При этом не учитывается, что именно эта поздняя стадия романтизма позволяет почувствовать целостность процесса развития искусства, будучи связующим звеном между периодом расцвета романтического искусства и волной неоромантизма рубежа XIX и XX столетий, обретшего плоть в явлениях символизма и модерна.
Людвиг Рихтер родился в 1803 году в Дрездене в семье гравера Карла Августа Рихтера. Первые профессиональные навыки он приобрел в мастерской отца: в двенадцать лет он уже владел гравировальной иглой, в пятнадцать помогал отцу в исполнении его заказов. Затем он продолжил образование в Дрезденской Академии художеств. В 1820—1821 годах он сопровождает в качестве рисовальщика русского князя Нарышкина в его путешествии по южной Франции. Получение стипендии книгопродавца Арнольда позволило Рихтеру провести три года (с 1823 по 1826) в Италии.

В Риме он попадает в круг «назарейцев», членов Союза св. Луки — своеобразного содружества немецких художников-романтиков, провозгласивших идею возрождения лучших традиций монументального искусства средневековья и раннего Ренессанса. Расцвет их деятельности пришелся на 1810-е годы. Начиная с 20-х годов многие из них покидают Рим. Рихтер еще застал здесь Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, с которым его связали дружеские узы. Сильное влияние оказал на Рихтера Й.-А. Кох. Под непосредственным воздействием его картины «Водопад Шмадрихбахе» написан в 1824 году «Водопад Ватцманн» Рихтера. Первый импульс от романтического искусства Рихтер получил еще на родине, в те годы, когда знакомство с работами учеников К. Д. Фридриха, крупнейшего романтика, обновило пейзажную живопись дрезденцев.
Вернувшись в 1827 году на родину, Рихтер какое-то время живет в Мейссене, будучи учителем рисования в школе при фарфоровой мануфактуре. Много работает по итальянским впечатлениям, создав целую серию картин на основе привезенных с собой многочисленных этюдов. Предпринятое им в 1835 году пешее путешествие по долине Эльбы в горы Богемии заставило художника по-новому взглянуть на свою деятельность пейзажиста. Пейзаж родного края пленил его тихой поэтической прелестью. Отныне непосредственное изучение природы стало стержнем его творчества.

С 1836 года переселившийся в Дрезден Рихтер преподает в пейзажном классе тамошней Академии художеств. «Люди должны объяснять идею природы»,— говорил живописец.
Один за другим возникают его пейзажи, изображающие маленькие немецкие города, уютно расположенные в долинах между невысокими холмами, средневековые замки, вознесенные на вершины кажущихся недоступными скал, притулившиеся у подножия гор церквушки, перекинутые через горные ручьи мостики. У Рихтера практически нет пейзажей, не «очеловеченных» присутствием архитектуры; если это не рукотворные сооружения, то это созданная самой природой «архитектура», открытая людьми. Таков, например, мотив затерянной в горах южного Гарца пещеры. Вообще умение увидеть «обжитость» пейзажа, его соразмерность человеку— одна из особенностей творчества Рихтера, выделяющая его среди прочих романтиков с их склонностью к противопоставлению могучей величественной природы и маленького человека.
Как правило, избранные Рихтером мотивы лишены драматизма. Его принадлежность к романтикам определена не сюжетными коллизиями его произведений, но их художественной структурой. Рихтер — превосходный мастер композиции. Его картинам присуща завораживающая гармония, рождаемая линейным и светотеневым ритмом. Прорывы пространства в бесконечность — этот необходимый элемент романтического пейзажа, всегда присутствующий у Рихтера,— «нейтрализованы», смягчены художником с помощью ряда приемов. Это введение вертикалей (башни замков, скалы, одинокие деревья), останавливающих взгляд, трактовка ландшафта как огромной чаши, вмещающей в себя все видимое и опять-таки «заворачивающей» пространство на зрителя; наконец, чередование света и тени резко-контрастное на первых планах и спокойное, постепенное на задних.

Мысль о соразмерности человека и природы заставила художника отказаться от чистого пейзажа. Его пейзажи населены людьми, объединенными в различных жанровых сценах: прогулках, переправах («Переправа на Эльбе у Шреккенштайна», 1837), шествиях («Свадебное шествие весной», 1847). Созерцательное, умиротворенное настроение этих пейзажей, неторопливое, почти остановившееся течение времени придают им характер идиллий.
Если в живописи Рихтера человеку отводится с годами все большее место, то в его графике, особенно книжной, образ человека становится очень скоро определяющим мотивом. С конца 40-х годов Рихтер почти не работает в технике масляной живописи, отдавая предпочтение графическим техникам.
Уже ранние рисунки, появившиеся во время путешествий по Италии и Альпам, отличаются вполне сложившейся манерой, близкой графике «назарейцев». Точный строгий, но живой рисунок, изумительно верно схватывающий главное в мотиве, часто смягчен, как бы «утеплен» акварельной подцветкой.
Знакомство с лейпцигским издателем Георгом Вигандом позволило Рихтеру обратиться к искусству книжной иллюстрации. Уже первые опыты начала 40-х годов принесли художнику огромный успех. Имя его приобретает широкую известность. Он становится любимейшим немецким иллюстратором. Им исполнены гравюры на дереве для книг по истории, сборников сказок, стихотворений, песен. В 50-е годы он создает цикл «Книг с картинками для семьи» («Созерцательное и назидательное», «Для дома» и т. п), то есть работает в наиболее популярном жанре книжной иллюстрации.

В гравюрах Рихтера можно увидеть следы воздействия ксилографии Дюрера и малых мастеров немецкой гравюры XV—XVI века. Для сложения стиля графики Рихтера существенно знакомство мастера с особенностями работ современных ему южнонемецких иллюстраторов: с игровым строем и наивным народным тоном картинок Ф.-Г. Поччи, с полными фантазии орнаментальными построениями Е.-Н. Нойрейтера, с излюбленными мотивами Морица фон Швинда, с которым в старости его связала теплая дружба.
Впитав все эти влияния, Рихтер в графике обрел совершенно индивидуальную манеру. Превосходно понимая задачи книжной иллюстрации, он во многом отошел в ней от приемов своей станковой графики. Рихтер обладал редким в ту пору умением расположить иллюстрацию на плоскости страницы; сохраняя внутри изображения ощущение трехмерности пространства, он, часто используя мотив рамки, варьируемый им с неиссякаемой фантазией, «привязывал» картинку к листу бумаги, объединяя ее в одно целое со шрифтом.
Такова, например, его иллюстрация к «Песне эльфов» Эдуарда Морике, названная им «Домом сказок». Здесь «реальное» пространство комнаты, посреди которой в кресле сидит старая дама, рассказывающая столпившимся возле нее детям сказки, соседствует с вымышленным пространством сказочных персонажей: над камином в облаке дыма возникает царство эльфов с огромными цветами, крошечной ладьей-лепестком, влекомой птицами и везущей принцессу эльфов, тут же гномы, ворон с тросточкой под крылом, смеющийся месяц. С этими двумя пространственными пластами сопоставлен третий— плоскость листа, к которой они привязаны окружающей изображение рамкой. Но и это не все. За пределы рамки, как бы делая ее двухслойной и тем самым вторгаясь в пространство зрителя, художник шаловливо и виртуозно выносит, затейливо сплетая его со шрифтом, орнамент из диковинных листьев, на которых удобно и деловито расположились гномы, занятые домашними работами: один мелет кофе, другой чистит посуду, третий сметает щеткой пыль.

Многослойность пространства этого листа не лишает его основного качества книжной иллюстрации — органического единства изображения и бумажной поверхности. Этой и подобными работами Рихтер предваряет эксперименты художников стиля модерн в области пространственных решений и их попытки оформления книги как целостного произведения искусства.
В 1873 году болезнь глаз заставила Рихтера прекратить художественную деятельность. С 1876 года он вынужден отказаться от педагогической работы. Умер Рихтер 19 июня 1884 года.
Людвиг Рихтер был художником камерных, но общедоступных тем. Его творчество во многом смыкается с искусством бидермайера. В его пейзажах с их бесконечным пространством живут в уютном маленьком «очеловеченном» мире спокойные счастливые люди. Его вариант романтизма очень своеобразен и отчасти парадоксален. По духу Рихтер скорее просто идеалист, а не романтик. Но поэтика его произведений, их художественный язык, композиционная структура позволяют с полной уверенностью назвать их явлениями романтического искусства.
Т. ВОЛОДИНА
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ