В 2024-м году отмечается 590 лет со дня рождения японского художника считающегося основателем живописи «Кано» Кано Масанобу (1434-1530).
Кано Масанобу — один из выдающихся японских художников XV века, основатель известной живописной школы Кано, к которой относились мастера нескольких поколений, живших в XVI и XVII веках.
Японское искусство XV столетия богато именами прославленных живописцев, среди которых такие знаменитые художники, как Сэссю. Но если Сэссю и его непосредственные предшественники были связаны с традициями японской художественной культуры, развивавшейся в буддийских монастырях (почти все они были буддийскими священниками или монахами), то представители школы Кано работали при дворе тогдашних правителей Японии — сёгунов династии Асикага и были представителями светского искусства, а сын Масанобу— Кано Мотонобу даже возглавлял придворную художественную школу — так называемую Эдокоро.
Кано Масанобу прожил очень долгую жизнь, он умер в возрасте 96 лет. Почти столетие его жизни — целая эпоха в истории японского искусства, полная больших и малых событий, главным из которых в сфере живописи можно считать начало формирования новой художественной системы настенной росписи, достигшей расцвета к концу XVI столетия. А у истоков ее стояли художники второй половины XV века, в том числе Кано Масанобу.
Первое упоминание о его работах относится к 1463 году, когда он участвовал в росписях одного из помещений монастыря Сёкокудзи в Киото. Это дает основания предполагать, что он, как и многие другие художники того времени, начинал с изображений буддийских святых и патриархов сект, а также копировал произведения знаменитых китайских живописцев, о чем свидетельствует еще одна запись, относящаяся к 1485 году. Сами эти работы мастера, к сожалению, не сохранились.
В японской живописи XV века существовало два основных стилевых направления, одно из которых продолжало традиции, сложившиеся еще в 10—12 веках (так называемое ямато-э), а другое — развивалось под воздействием китайского классического искусства периодов Сун и Юань. Центральное место в этом направлении принадлежало пейзажу.
С художественной системой китайской пейзажной живописи Японию познакомили священники буддийской секты Дзэн, импортировавшие из Китая не только само учение, но многие виды искусства, в том числе символические сады, чайную церемонию и монохромную живопись тушью. Хотя первые японские произведения монохромной живописи относились еще к XIII веку, основные идеи китайского классического пейзажа были художественно освоены лишь в начале XV века у таких мастеров, как Минтё и Сюбун, а затем получили наиболее совершенное выражение в искусстве Сэссю.
В многовековой практике и эстетической теории Китая было детально разработано построение монохромного пейзажа, передающего все основные типологические образы природы и ее состояния в зависимости от сезона, времени суток, погоды. Такой пейзаж не имел отношения к виду конкретной местности, но был своеобразной формулой, воплощавшей главные философские и художественные идеи времени. Вслед за китайскими мастерами Сэссю стремился воплотить в своих пейзажах универсальные представления о природе в ее необъятности и космической мощи, строгой закономерности ее жизни в сменяющих друг друга временах года. Достигнутый Сэссю высокий артистизм владения черной тушью со всем богатством ее оттенков открывал новые возможности для японской живописи, а том числе пути к органическому синтезу двух стилевых ее направлений, что и было впервые сделано мастерами школы Кано.
У Кано Масанобу и его последователей монохромная живопись тушью все более приобретала национальные особенности, изменяясь по сравнению с китайским прототипом в сторону большей декоративности, вступая в сложные взаимоотношения с архитектурным пространством. В наследии Кано Масанобу есть и картины-свитки, предназначенные для вывешивания на стену или рассматривания на столе, но есть и настенные росписи.
Традиционная японская архитектура, независимо от того, храм ли это, жилые покои настоятеля монастыря или резиденция феодального князя, имела единую конструктивную основу. Это был деревянный каркас, поддерживавший кровлю, где стены не имели функций опоры, могли отодвигаться или сниматься. Внутренние перегородки обычно представляли собой раму, с обеих сторон затянутую плотной бумагой. На ней и выполнялись росписи. Традиции их имели многовековую историю, но к концу XV века постепенно стали меняться их функции и их стилевые особенности. Мастера школы Кано постепенно преобразуют традиционный пейзаж с уходящим в бесконечность пространством в декоративную композицию, украшающую стену. Вместо пейзажей у них все чаще появляются деревья, цветы, скалы, животные и птицы. Мотивы эти еще связаны со средневековой символикой (олицетворение силы духа, внутренней стойкости и т. п.), но постепенно изображаемые предметы начинают и сами по себе занимать художника.
В творчестве Кано Масанобу можно видеть соединение особенностей классического пейзажа с передачей на переднем плане в крупном масштабе изображений птиц, цветов, трав, деревьев. Такова роспись на ширме, где на фоне зимнего пейзажа нарисованы журавль, стволы бамбука, толстое дуплистое дерево. Дальний план — это безбрежные пространственные дали, как в традиционном пейзаже, а изображения на первом плане написаны более плоскостно, как бы сливаясь со стенной поверхностью, что придает всему произведению черты декоративности. Кано Масанобу ищет иных, чем в классическом пейзаже, соотношений между предметами, обращает большее внимание на их силуэт и фактуру, вводя легкую подцветку. У его последователей этот прием получит дальнейшее развитие, и цвет станет важнейшим средством художественной выразительности. С увеличением роли переднего плана и введением цвета композиции Кано Масанобу приобретали те качества, которые означали начало нового этапа в истории японской живописи, когда на смену высокой духовности средневекового пейзажа приходило искусство, больше связанное с живой реальностью, с непосредственными жизненными функциями. Это были настенные декоративные росписи, прославившие японское искусство XVI—XVII веков. В работах Кано Масанобу еще только начинались те большие перемены, которыми отмечена живопись его последователей. Но именно он был первым, кто открыл это движение к новому.
Н. НИКОЛАЕВА
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ