В 2024-м году исполняется 270 лет со дня рождения русского скульптора Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Публикуем очерк о творчестве замечательного русского скульптора.
Иван Петрович Мартос — выдающийся представитель классицизма в пластике, крупнейший русский скульптор последней трети XVIII — первой трети XIX века.
Мартос родился на Украине, в местечке Ичне. Отец его происходил из старой казацкой семьи Десятилетним мальчиком Мартос был зачислен в Академию художеств, где его учителями стали Д. Роллан и Н.-Ф. Жилле. Окончив Академию в 1773 году, Мартос в качестве академического пенсионера в течение нескольких лет жил в Риме, пользуясь советами П. Батони, Ж.-M. Вьена, К. Альбачини.
Вернувшись на родину, он стал работать в области мемориальной скульптуры, над монументами и скульптурным декором архитектурных сооружений.
К числу первых произведений Мартоса относится надгробие С. С. Волконской (1782), представляющее собой мраморную плиту с барельефным изображением плачущей женщины. Скульптор очень естественно и свободно изваял стройную, величавую женскую фигуру, с глубокой поэтичностью раскрыл тему скорби по умершей. С исключительным художественным тактом и пластической выразительностью были выполнены Мартосом надгробия М. П. Собакиной (1782), П. А. Брюс (1786-1790), Н. И. Панину (1788), Е. С. Куракиной (1792), Е.. И. Гагариной (1803). Мартоса справедливо называют одним из создателей своеобразного типа русского надгробия эпохи классицизма. Сдержанные, строгие, возвышенные образы надгробий Мартоса передают не только горе утраты, но и душевную выдержку человека перед лицом смерти.
Мартос жил и творил в ту пору, когда в России широкое распространение получала монументально-декоративная скульптура, к выполнению которой привлекались крупнейшие мастера. Совместная работа архитекторов и скульпторов была очень плодотворной. Подобно всем русским скульпторам своего времени, Мартос много работал в области синтеза архитектуры и скульптуры. Ему довелось творить вместе с Ч. Камероном, Т. де Томоном и А. Воронихиным. Он выполнил ряд скульптурно-декоративных работ в интерьерах Екатерининского царскосельского дворца и дворца в Павловске, статую бегущего Актеона для фонтана в Петергофе (1801), огромный горельеф «Истечение воды из камня Моисеем в пустыне» на аттике Казанского собора (1804— 1807).
С 1804 года Мартос начал работать над созданием для Москвы памятника Минину и Пожарскому. Средства на сооружение этого памятника собирались по общественной подписке.
Мартос показал Минина как представителя народа, который горячо убеждает князя Пожарского выступить на освобождение Москвы. Хотя внешне Минин и Пожарский в изображении Мартоса были похожи на античных героев, в их характеристике скульптор подчеркнул типические черты русских людей.
Памятник установили против Кремля, несколько ближе ко вновь отстроенным после пожара Москвы Торговым рядам. Торжественное открытие его состоялось 20 февраля 1818 года.
Высокая национально-патриотическая идея памятника как нельзя более отвечала чувствам русского народа, сокрушившего войска Наполеона. Этому произведению Мартоса суждено было стать одним из общепризнанных шедевров русского монументального искусства. В настоящее время памятник Минину и Пожарскому передвинут на новое место и стоит на Красной площади у храма Василия Блаженного.
Из поздних монументальных работ Мартоса следует отметить одесский памятник «начальнику Новороссийского края» Ришелье (1823 1828), прекрасно связанный с архитектурным ансамблем, а также монумент Ломоносову в Архангельске (1826—1829, установлен в 1832).
Литература: Н. Коваленская Мартос. М.—Л., «Искусство», 1938.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ