150 лет со дня рождения немецкого театрального деятеля Фридриха Кайслера

7 апреля исполняется 150 лет со дня рождения немецкого актера, драматурга, театрального деятеля Фридриха Кайслера (1874-1945). К этой дате публикуем очерк о выдающемся немецком деятеле культуры и театра. 

Фридрих Кайслер — Сарынцов. «И свет во тьме светит»

Актерская судьба Фридриха Кайслера началась в театре Отто Брама. Она вполне могла бы служить иллюстрацией к истории немецкой сцены девятисотых годов: ведь после Брама учителем и режиссером Кайслера был Макс Рейнхардт, сам Кайслер руководил Народной сценой (Фольксбюне), играл во всех крупнейших театрах Берлина, о нем писали видные критики двадцатых-тридцатых годов…

В отличие от многих немецких актеров Кайслер, минуя провинциальные театры, попал сразу в Берлин — и начал с маленьких ролей. Но опыта все-таки недоставало; он едет в провинцию, играет там — в Гёрлице, Бреслау, а затем возвращается к Браму, в руководимый им Немецкий театр. Этот коллектив — самый сильный магнит для актеров: театр по праву слывет храмом актерского мастерства. Но есть и причины для творческой неудовлетворенности: Отто Брам очень редко доверяет молодым актерам значительные роли.

Несколько недовольных решают по окончании зимнего сезона поехать на гастроли в Вену. Они везут несколько спектаклей, их мало волнуют гонорары, но они жаждут играть и, конечно же, прославиться! В репертуаре — пьесы Ибсена, Гауптмана и Толстого. В составе труппы — Эдуард фон Винтерштейн, Фридрих Кайслер, Агнес Мюллер, Рихард Валентин; руководители — Макс Рейнхардт, Пауль Мартин и Пауль Бинсфельдт: в будущем — известные имена немецкого театра. В своих мемуарах Эдуард фон Винтерштейн писал о венских гастролях: «Уже первые спектакли… ознаменовались триумфальным успехом и — как раз это было важно — не триумфом отдельных актеров, а триумфом ансамбля, триумфом стиля, триумфом мастерства берлинских актеров. . . Почти все мы были учениками школы Брама, дух брамовского Немецкого театра вошел в нашу плоть и кровь. Стремление не выпячиваться на общем фоне, не щеголять ролью, а показать человека — все это было для нас чем-то само собою разумеющимся».

Это интересно:   165 лет со дня рождения польского актеры Мечислава Френкеля

С 1900 года Кайслер окончательно обосновался в Берлине. Работой в труппе Брама он по-прежнему ограничиться не может. В 1901 году его товарищ Макс Рейнхардт открывает в Берлине артистическое кабаре «Шум и дым». По вечерам, после окончания спектаклей, здесь можно увидеть веселые и остроумные представления, пародии на театральные постановки.

Здесь дается бой штампу, манерности, дурной академичности, обитающим на многих немецких сценах. Среди исполнителей — Фридрих Кайслер.

Затем он участвует и в спектаклях Рейнхардта. Отто Брам возражает против этого, спор двух режиссеров разрешается на время чисто денежным путем: за каждый вечер занятости Кайслера в Малом театре Рейнхардт соглашается платить тысячу марок неустойки! С 1905 года Рейнхардт становится руководителем Немецкого театра. Здесь Кайслер в 1907 году играет главную роль в пьесе Клейста «Принц Фридрих Гомбургский» — это первый его большой успех.

Кайслер играет Фауста, первого на немецкой сцене Пера Гюнта (Лессинг-театр, 1913) — с исключительной психологической правдой, с точностью в отборе деталей. Он утверждает себя как актер ярко выраженной реалистической направленности. Но в это время немецкой сценой завладевает экспрессионизм. Он требует от актёров новых, заостренных средств выразительности, отдает предпочтение обобщенности перед индивидуализацией. Кайслера упрекают в том, что он не публицистичен, слишком сдержан, не поспевает за временем. А Кайслер не перестает учиться, развивать свой дар. Он пробует себя в режиссуре, а когда ему предлагают в 1918 году стать директором Народной сцены — Фольксбюне, он с восторгом берется за новое дело.

Увы, директорство не приносит ему лавров: прогрессивная критика говорит о Фольксбюне как о «совершенно обуржуазившемся театре». И как руководителя, и как актера Кайслера явно сковывает то, что он категорически не способен быстро меняться, на лету схватывать новое и тут же творчески осваивать его. Но как раз тогда, когда достижений от него вроде бы уже и перестают ждать, он снова и снова поражает зрителей и критику: простотой, человечностью, силой и глубиной. Особенно удаются ему гауптмановские образы. Когда в 1922 году бывший его ученик, режиссер Юрген Фелинг ставит в Фольксбюне «Крысы», Кайслер играет роль Йона с такой простотой, с такой свободой, что приковывает к себе все внимание. Критик Г. Браун пишет в 1932 году об исполнении Кайслером роли Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца», Мюнхенский драматический театр): «Непонятно, что же в его игре было искусством, — ведь это сама естественность. . . Наконец-то снова чувствуешь, что такое настоящий театр».

Психологическая правда, жизненная достоверность — одного ли образа, всей ли пьесы — была для Кайслера главным и непременным условием существования театра. В 1925 году в Фольксбюне ставилась пьеса Луначарского «Освобожденный Дон Кихот». Постановка первоначально была поручена Пискатору, но Кайслер, игравший заглавную роль, не смог сработаться с режиссером, чрезмерно, на его взгляд, революционизировавшим пьесу и отступившим от художественной правды. «Освобожденный Дон Кихот» был поставлен Ф. Голлем; и спектакль, и Кайслер имели большой успех.

Это интересно:   120 лет со дня рождения советской актрисы Валентины Сперантовой

Фридрих Кайслер занят не только спектаклями: он снимается в кино, преподает, пишет пьесы («Симплициус») «Ян Удивительный», «Письмо»). Выходят в свет его «Записки актера», лекции об актерском искусстве. Понемногу Кайслер становится мэтром, возраст и опыт придают ему величественность, почти монументальность. Вся жизнь прожита в театре и для театра, она пришлась на один из самых бурных, революционных периодов в истории немецкой сцены. Фридрих Кайслер не был ее новатором, революционером. Он бережно хранил, развивал и нес вперед то, что ни при каких условиях не должно быть утеряно, — традицию.

Е. Варгафтик

Лит.: Э. Винтерштейн. Моя жизнь и мое время. Л., 1968.

Театральный календарь на 1974 год. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ