240 лет со дня рождения бельгийского музыковеда, педагога, дирижера и композитора Франсуа Жозефа Фетиса

25-го марта исполняется 240 лет со дня рождения бельгийского музыкального критика, музыковеда, педагога, композитора Франсуа Жозефа Фетиса (1784-1871). К этой дате публикуем статью о замечательном деятеле мировой музыкальной культуры. 

Выдающийся музыкальный ученый, педагог, критик, органист, дирижер и композитор Франсуа Жозеф Фетис прожил долгую и деятельную жизнь, целиком отданную музыке. Он родился в бельгийском городе Монсе. Его отец — органист местной церкви, скрипач театрального оркестра и дирижер изредка устраивавшихся в городке концертов — сыграл решающую роль в развитии музыкальных способностей сына. От него же Фетис унаследовал, помимо завидного здоровья, неутомимую работоспособность и жадный интерес ко всему, что происходит в мире музыки. В детстве Фетис обучался игре на органе, фортепиано и скрипке и начал сочинять. В девятилетием возрасте он написал концерт для скрипки, а через год уже выступал публично как органист и автор нескольких композиций. Вскоре родной город становится тесным для честолюбивого юноши, и в 1800 году он направляется в Париж. Его цель — недавно открывшаяся там консерватория, где, как напишет он позже, «были собраны самые знаменитые по каждой отрасли искусства профессора».

Занятия с Буальдье, Прадером и Реем, знакомство с музыкальной, театральной и художественной жизнью столицы неизмеримо расширили кругозор Фетиса и возбудили в нем интерес к научной деятельности. Едва поступив в консерваторию, он оказался свидетелем знаменитой дискуссии по проблемам гармонии, которая привела к возникновению так называемой «традиционной школы» в музыкознании, оказавшей значительное влияние на всю систему музыкального образования в XIX веке. Не довольствуясь результатами дискуссии, Фетис самостоятельно изучает все доступные ему теоретические трактаты на древних и новых языках. Помимо выработки собственной точки зрения на предмет (развитой впоследствии в теорию), изучение первоисточников вызвало у Фетиса живой интерес к музыке прошлого — в частности, к музыке Палестрины и нидерландцев. Вскоре после окончания консерватории он по предложению издателя Баллара занимается подготовкой к печати свода католических песнопений. В ходе этой работы Фетис, сравнивая различные издания и рукописи, стремясь добраться до истоков культового пения, провел глубокое исследование истории григорианского хорала. Эти первые шаги на научном поприще заложили фундамент его будущих трудов, определили основные направления его научной деятельности.

Это интересно:   215 лет со дня рождения немецкого композитора Феликса Мендельсона

В 1811 году, потеряв все свои сбережения вследствие краха одного из парижских банков, Фетис вынужден покинуть Париж. Годы добровольного изгнания (он живет сначала в Бувинье в Арденнах, а затем переезжает в Дуэ, где работает органистом и преподает в местной музыкальной школе) заполнены интенсивными занятиями историей, теорией и философией музыки. Много внимания Фетис уделяет и композиции.

В Париж он возвратился через семь лет уже вполне сложившимся, зрелым музыкантом и ученым и сразу же занял довольно видное место в музыкальной жизни столицы. В 1821 году он становится профессором Парижской консерватории по классу фуги и контрапункта. Его оперы идут в парижских театрах, из печати выходят его книги и учебные пособия по многим отраслям музыкального искусства, его статьи, написанные с присущей ему эрудицией, часто появляются в газетах и журналах. Все это вскоре создает ему славу авторитетного судьи в вопросах музыки, значительно упрочившуюся после того, как в 1827 году он основал первый во Франции еженедельный музыкальный журнал «La revue musicale» («Музыкальное обозрение»). На страницах этого журнала, редактором и едва ли не единственным автором которого Фетис был в течение пяти лет, широко освещались самые разнообразные события текущей музыкальной жизни, вопросы истории и эстетики музыки. В том же 1827 году Фетис занимает должность главного библиотекаря Парижской консерватории.

Помимо научной, педагогической и публицистической деятельности, он много внимания уделяет пропаганде знаний о музыке и популяризации лучших произведений прошлого. Важное просветительское значение имела его книга «Музыка для всех» (1830), переведенная вскоре на несколько языков (русское издание вышло в 1833 году). Большим успехом пользовались циклы исторических концертов, которые Фетис устраивал в 30-х годах в Париже и Брюсселе.

В 1833 году Фетис возвратился на родину и возглавил Брюссельскую консерваторию, заняв одновременно пост руководителя Королевской капеллы. С этого момента и до самой смерти он фактически руководит всей музыкальной жизнью Бельгии. Организовав музыкальное образование в соответствии со своими принципами, Фетис превращает Брюссельскую консерваторию в крупный научный центр, выдвинувший вскоре таких ученых, как Куссмакер, ван дер Стратен и Геварт. Он издает множество учебных пособий для самых разных консерваторских курсов, дирижирует концертами, сотрудничает в печати, ведет обширнейшую переписку с музыкантами, учеными, нотоиздателями всей Европы, собирает ценную музыкальную библиотеку и большую коллекцию музыкальных инструментов. Наконец, здесь, в Брюсселе, Фетис создает научные труды, принесшие ему мировую известность. Эго, прежде всего, энциклопедическая «Всеобщая биография музыкантов» в восьми томах и пятитомная «Всеобщая история музыки», доведенная им до XV века.

Это интересно:   240 лет со дня рождения русского писателя и театрального деятеля Николая Гнедича

Именно эти работы придали Фетису тот величественный облик ученого-энциклопедиста, характеризуя который Ларош писал: ”По обширности, многосторонности и глубине знаний автор «Biographie universelle des musiciens» не имел себе равного между людьми нашей специальности; при этом он был одарен проницательным взглядом, живым и смелым (подчас не в меру смелым) умом, редкою независимостью мнения и неослабным интересом ко всему, касавшемуся музыки, от теории канона до сегодняшней газетной рецензии, от санскритской музыкальной палеографии до международной выставки инструментов».

Заслуги Фетиса-ученого велики и общепризнаны. Он рано ощутил необходимость глубокого исторического подхода к изучению развития музыкальной культуры, и его по праву считают одним из основателей современного исторического музыкознания, этномузыкологии, музыкальной лексикографии, источниковедения, археологии и палеографии. Ему принадлежит прогрессивная для своего времени теория тональности и тонального развития. Он заложил фундамент профессиональной музыкальной критики во Франции и был отцом бельгийской музыковедческой школы.

Вместе с тем образ Фетиса был бы далеко не полным, односторонним, если не вспомнить, что имя его среди прогрессивных музыкантов прошлого века было едва ли не символом консерватизма, синонимом бекмессеровщины и тупого академизма. И для этого были свои основания.

Как уже говорилось, формирование мышления Фетиса, его первые шаги на научном поприще были связаны с зарождением и развитием «традиционной школы» в музыкознании. И Фетис глубоко усвоил сам дух этой школы, причем не только свойственную ей практическую направленность исследований, стремление к созданию систематизированных, логически выстроенных курсов, но и неотъемлемый от нее академизм с его охранительными, консервативными тенденциями, склонностью к нормативной эстетике и догматизмом методов, чему в немалой степени способствовала и полувековая педагогическая деятельность Фетиса в консерваториях, ставших оплотом академизма. Все это усугублялось и такими свойственными Фетису чертами, как авторитарность, нетерпимость к мнению других, достойное лучшего применения упорство (если не сказать упрямство) в отстаивании ошибочной точки зрения. Поэтому воспитанный на традициях ранней классики, целиком обращенный в прошлое музыкального искусства Фетис не смог правильно оценить то новое, что несла с собой музыка его времени.

Это интересно:   110 лет со дня рождения советского скрипача Юлия Реентовича

Ошибки и заблуждения Фетиса исправила история, и она же оставила его в ряду наиболее значительных музыкальных деятелей XIX века.

Л. Левин

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ