315 лет французскому скульптору Николя-Франсуа Жилле

2-го марта исполняется 315 лет со дня рождения французского скульптора Николя-Франсуа Жилле* (1709-1791), сыгравшего большую роль в русскому искусстве. Творчеству французского скульптора посвящена настоящая статья. 

Н. Б. Делапьер. Портрет Николя-Франсуа Жилле. 1770

Большой размах архитектурно-художественной деятельности, которым было отмечено царствование Елизаветы Петровны, поставил на повестку дня долго откладываемый вопрос о создании в России своей Академии художеств по образцу европейских. Государственной казне было не под силу оплачивать многочисленные кадры иностранных мастеров, а, как писал один из дореволюционных историков искусства, в царствование Елизаветы «свершилось покорение России иноземным элементом». Нужны были высококвалифицированные отечественные архитекторы, скульпторы, живописцы, мастера «комнатных уборов из металла», «золотарного и лакировального дела» и т. д. И в 1757 году последовал указ об учреждении академии «трех знатнейших художеств» —архитектуры, живописи и скульптуры. Начинают съезжаться приглашенные двором профессора-иностранцы — Ж.-Л. Девильи, Л.-Ж. Лоррен, Л. Лагрене-старший, Г. Ф. Шмидт и другие, которым предстояло привнести в Академию основы традиционной системы европейского художественного образования.

В 1758 году приехал в Петербург направленный парижской Королевской Академией Никола Франсуа Жилле, ставший почти на два десятилетия профессором класса «статуйной» скульптуры. Мастер, «знающий свое дело»,— так лаконично, но веско охарактеризовал его первый историк русского искусства Якоб Штелин. Об этом свидетельствуют произведения Жилле, представленные в собраниях Лувра, Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Павловского дворца. Его творчество парижского периода целиком укладывается в стилистические каноны французского рококо первой половины XVIII века. Это мифологическая по преимуществу скульптура— «Диана», «Зефир и Флора», «Парис с яблоком». Им присущи свобода и грациозность движения, подвижная асимметрия контуров, тончайшее чувство декоративности и, конечно, очень высокое мастерство исполнения. Все эти качества актуальны и для «россики», работ, исполненных Жилле в Петербурге. Сюда относятся прежде всего портретные бюсты — И. И. Шувалова (1758), П. И. Шувалова (1759), великого князя Павла Петровича (1765). Несмотря на заведомую приподнятость и зрелищность образных характеристик, портретная задача, поставленная автором, приводила Жилле к выразительным пластическим решениям. Запоминается его «Павел Петрович», юный наследник российского престола. Задорно поднятая голова, веселое выражение мальчишеского лица, скрадывающее уродливость его черт, создают очень естественный и неординарный образ будущего незадачливого венценосца. (Сам Павел проницательно отметил это отсутствие репрезентативности, метко сказав по поводу своего портрета: «Какой фурсик сделан».)

Это интересно:   190 лет со дня рождения французского художника Эдгара Дега
Великий князь Павел Петрович. 1765

Портретным скульптурам Жилле уже далеко до могучих барочных характеристик Растрелли-старшего, как, впрочем, и героев французского мастера не сравнишь с Петром I или князем Меншиковым. Это люди иной рафинированной культуры, и показательно в этом отношении, какие изменения претерпевает концепция растреллиевского портрета Петра под рукой Жилле. Пытаясь передать героический пафос великой личности, скульптор, естественно, отказывается от рокайльных приемов, но придает образу лишь оцепенелую застыл ость и мертвенную неподвижность. Это тем более странно, что элементы барочной стилистики явственно обнаруживаются в портретах братьев Шуваловых и особенно в ученических штудиях его воспитанников.

Преподавательская деятельность в Академии художеств стала главным делом всей жизни Жилле. Он создал, без преувеличения, школу русской скульптуры. Из мастерской Жилле вышли все выдающиеся мастера второй половины XVIII — первой трети XIX века—Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский, Ф. Щедрин, И. Прокофьев, И. Мартос. В процессе многолетнего обучения (до 10—12 лет) профессор закладывал в своих учениках глубокие специальные знания, прививал высокую культуру пластического мышления, выявлял наиболее сильные стороны их дарований. Их блистательные творческие свершения убедительно доказывают, говоря словами современника, что «дабы отличаться в художествах нашей нации, не хватало только хороших учителей».

Бюст Петра Первого

Жилле руководил классом рисования с натуры, учил «леплению из глины и копированию с произведений лучших мастеров». С первых же уроков он начинал методически «ставить» чувство скульптурной формы у своих учеников, выделяя среди них наиболее способных к этой области художественного творчества. О серьезности его требований можно судить, например, по такому факту: получив в 1760 году четырнадцать учеников, он через два года оставляет у себя лишь четырех. Жилле много внимания уделял работе учеников с натуры. Известно, что в качестве таковой он ставил им петуха или овощи. А основной для воспитания скульптора, естественно, являлась работа в натурном классе. Профессор применяет прогрессивную для своего времени практику скульптурных этюдов с натурщиков.

Это интересно:   140 лет немецкому художнику Максу Бекману

Сам будучи мастером широкого профиля, успешно работавшим в области малой и декоративно-орнаментальной скульптуры, Жилле задает ученикам программы станкового полу-жанрового характера: Шубин лепит «Валдайку с баранками», Гордеев — барельеф «Каменщики».

Выявлению сложного движения фигур, обусловленного их душевными переживаниями, познанию законов построения многофигурных композиций служат драматические темы, такие как «Убиение Олегом Аскольда и Дира», «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани». Для копирования Жилле предоставляет ученикам собственные произведения с комично теперь звучащими названиями — «Геркулес, лежащий на костре дров, страдая, рвет ядом напоенную на себе рубаху, которая ему дана от Деяниры, супруги его».

Пастух Парис готов отдать яблоко, которое должно стать призом за красоту (1757), Париж, Лувр.

Классицизм, набиравший силу в эти годы, с его эстетическими правилами, основанными на почитании античной и римской классики, проникает в стены Академии. В 1769 году она приобретает коллекцию «антиков», гипсовых слепков знаменитых памятников, и ученики, «чтобы научиться видеть природу», кропотливо изучают и повторяют Флор, Венер, Геркулесов, Диан.

Продуманная преподавательская методика Жилле создавала у его воспитанников, будущих великих скульпторов, широкую палитру психологических оттенков, образных средств, пластических приемов, которыми так богато творчество Козловского и Прокофьева, Шубина и Гордеева.

В. ПОЛИКАРОВ

* Дата рождения скульптора в разных источниках отличается. Мы придерживаемся даты, указанной в справочнике, изданном в 1984-м году, а именно 02.03.1709 г. Написание имени ранее скульптора ранее писалось, как Никола Франсуа. Сейчас принято написание Николя-Франсуа. 

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ