150 лет Всеволоду Мейерхольду

9-го февраля исполняется 150 лет со дня рождения советского режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874- расстрелян в 1940 году). К этой дате публикуем эту статью о замечательном режиссере. 

 

В. Э. Мейерхольд, будущий великий режиссер, начинал свою творческую жизнь в Московском Художественном театре как актер, замечательный исполнитель ролей Треплева, Тузенбаха («Чайка» и «Три сестры» Чехова), Иоганнеса Фокерата («Одинокие» Гауптмана) и др.

Самостоятельная режиссерская деятельность Мейерхольда началась в 1902 году, когда он, покинув МХТ, возглавил труппу, обосновавшуюся в Херсоне, а затем выступавшую в Николаеве и Тифлисе. Молодой режиссер сразу же завоевывает репутацию дерзкого и талантливого экспериментатора. Неустанные и разнообразные поиски в области театральной формы Мейерхольд продолжает в Москве, в студии на Поварской (1904—1905), потом в Петербурге, в театре В. Ф. Комиссаржевской (1906—1907), на Александрийской и Мариинской сценах, на различных сценических площадках. Он ставит Ибсена и Гауптмана, Метерлинка и Шницлера, «Балаганчик» и «Незнакомку» Блока, «Дон Жуана» Мольера, «Маскарад» Лермонтова.

После Октября Мейерхольд отдает весь свой громадный талант на службу Революции. Он в первом ряду тех, кто закладывает основы нового советского искусства и создает ему мировую славу.

Работая в Театре РСФСР Первом, в Театре Революции, а с 1924 года в Театре им. Вс. Мейерхольда, он утверждает на сцене советскую драматургию — пьесы Вс. Вишневского, И. Сельвинского, А. Файко, Ю. Олеши, Н. Эрдмана. Тесная творческая дружба связывала Мейерхольда с Вл. Маяковским: Мейерхольд явился первым сценическим интерпретатором «Мистерии-буфф», «Бани», «Клопа». Более сорока спектаклей поставил режиссер в советское время, и в каждом из них жил дух неутомимых новаторских исканий. Среди выдающихся созданий Мейерхольда особое место занимают постановки русской классики: «Доходное место» и «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Горе уму» («Горе от ума») Грибоедова.

Творчество Вс. Э. Мейерхольда оказало огромное влияние на развитие театрального искусства всего мира.

Анатолий Васильевич Луначарский о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде 

Театр Мейерхольда, несомненно, приобрел и не только всесоюзное, но и в некоторых отношениях всемирное значение. Я всегда относился к В. Э. Мейерхольду как к человеку замечательного режиссерского дарования, с огромными ресурсами и фантазией, притом как к человеку чрезвычайно многогранному, гибкому, способному быстро понимать условия времени и не просто подчиняться им, а давать на них какие-то ограничивающие и объясняющие время отклики.

Из кн.: А. В. Луначарский о театре и драматургии, г. I. М., 1958.

 

Евгений Багратионович Вахтангов о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде

Какой гениальный режиссер, самый большой из доселе бывших и существующих. Каждая его постановка — это новый театр. Каждая его постановка могла бы дать целое направление. . . Мейерхольд самобытен. В тех работах, где он, ощущая подлинную театральность, не опирается на авторитет книг, где он интуитивно, а не путем реконструкций исторических планов и форм театра ищет эти планы у себя, он почти гениален… Мейерхольд дал корни театрам будущего. Будущее и воздаст ему. ..

Из записной тетради. 26 марта 1921 г. — В кн.: Театральные страницы. М., 1969.

 

Французский актер и режиссер Шарль Дюллен о Всеволоде Мейерхольде

Мейерхольд — это творец форм, поэт сцены. У него свой театральный язык, язык жестов и ритмов, который он изобретает для выражения своего замысла и который столько же говорит глазу, сколько текст слуху. Он создает свои средства выражения, исходя из внутреннего смысла произведения; он снимает кожуру с плода, отбрасывает все лишнее, идет прямо к сердцевине, а если нет сердцевины, он показывает каркас…
Его творчество тесно связано с революцией. Оно неизбежно должно было прийтись по душе народу, который жадно стремится строить после того, как разрушал.

Из кн.: Ш. Дюллен. Воспоминания и заметки. М., 1958.

 

Писатель и драматург Илья Львович Сельвинский о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде

Мы все еще по-старому, по-дореволюционному не умеем ценить оригинальные дарования. Нас раздражают «уродливые» горбы верблюда и слишком «дисимметричная» шея жирафа. Мы хотели бы, чтобы кенгуру бросил «оригинальничать» и превратился в обыкновенного русского зайца, а тигр — в привычного комнатного кота Ваську.
Но если бы мы добились этого от Мейерхольда, страна была бы разочарована. Ей было бы горько от сознания, что у Мейерхольда не будет больше таких «провалов», как «Ревизор».

Да, Мейерхольд должен остаться Мейерхольдом. Всегда новым, неожиданным, «ина-чим», контрастным, дискуссионным. Всегда становящимся, вечно растущим и неизменно «провальным». Ибо эти «провалы» — страницы ярчайших достижений в истории мирового театра. Ибо имя Мейерхольда — символ неутомимого революционного искательства, эмблема того большевистского динамизма в искусстве, который сделал нашу республику в жизни самой одухотворенной страной мира.

Из ст.: Величайший мастер. — «Вечерняя Москва», 1934, 9 февраля.

 

Писатель Илья Григорьевич Эренбург о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде

Мейерхольда часто упрекают в том, что он недостаточно бережно относится к тексту классиков, как будто речь идет о хранителе архивов. Мейерхольд влюблен в Гоголя и в Грибоедова. Он беседует с ними запросто, он принят ими, вместе с ним они ставят свои старые комедии в советской Москве. Режиссер не смеет думать о «точности»: пьеса для него то, что для автора — жизнь. Если режиссер не вступает в творческую связь с автором, спектакль мертв. Если он слепо следует так называемым «авторским ремаркам». . , то нельзя даже сказать, что спектакль мертв, спектакля попросту нет.

Я как-то слышал, что «Ревизор» у Мейерхольда— это «не Гоголь». Между тем «Ревизор» у Мейерхольда — это самая сущность Гоголя, это все, что Гоголь вложил в свою комедию, и это все, что мучило его от «Страшной мести» до «Мертвых душ». Конечно, глупо спорить о том, что бы сказал Грибоедов, увидев постановку Мейерхольда («Горе уму». — Ред.). Может быть, он осудил бы ее. Это означало бы, что человеку 1835-го трудно понять 1935 год. Однако мне думается, что Грибоедов, увидав русских романтиков, читающих стихи, или обеденный стол, по которому гуляет сплетня, подумал бы: здорово я это написал! . . Хотя именно этих деталей нет в его комедии. Они могли бы быть. И Мейерхольд помог Грибоедову перешагнуть в новое столетие.

Из ст.: «Горе уму». — «Известия», 1935, 24 ноября.

Сцена из спектакля «Ревизор». Театр им. Вс. Мейерхольда

Из книги К. Рудницкого «Режиссер Мейерхольд»

…Искусство Мейерхольда, столь близкое по стилю искусству Маяковского и Эйзенштейна, воспринимается в общей панораме развития театра XX века как прямое следствие великой революции, свершенной Станиславским. Талантливейший из учеников Станиславского прошел сложный и трудный путь самостоятельных новаций. Первооткрыватель и экспериментатор, дерзкий творец небывалых ранее сценических форм, Мейерхольд соприкасался, однако, с очень широким кругом художественных явлений прошлого. При всей его удивительной переменчивости, при всей внезапности, с которой он переходил от спектакля к спектаклю, решительно отбрасывая только что найденное, им же утвержденное, и тотчас предлагая взамен нечто вовсе уж неожиданное и непредвиденное, Мейерхольд был по-своему последователен. Динамика его искусства обладала, во-первых, скрытой собственной внутренней логикой развития… и, во-вторых, сохраняла постоянные контакты с культурным наследием, с традицией, с тем, что Станиславский называл «вечным» в театре. Эффектность новаторства Мейерхольда, его чуткость к «злобе дня» были в самом полном, старинном смысле слова «театральны». Он был человеком театра и многое на театре изменил.

Через голову традиций конца XIX века, которые он полемически отвергал, Мейерхольд обращался к более древним традициям французского классицизма, японского театра Кабуки, русского скоморошества и итальянской комедии масок. Это позволило Мейерхольду установить непосредственные связи с народной театральной стихией, с балаганом, площадным представлением и дать современному театру подлинный демократизм, вольный народный дух.

Мейерхольда всегда увлекала игра на границе между сценой и зрительным залом, на просцениуме, на самом его краю. Актер Мейерхольда перешагивал рампу, проходил насквозь так называемую «четвертую стену», не желая признавать ее существования. Он стремился активизировать публику, вовлечь ее в действие, вступить с ней в прямое общение. Условность театрального представления и игровая природа его подчеркивались во имя совместного с публикой творчества. Обретенная острота контактов со зрителями способствовала идейной насыщенности искусства Мейерхольда. Оно развивалось, как искусство, жаждущее широких философских и поэтических обобщений, способное выразить не только опыт отдельного человека, не только смысл его судьбы и драмы, но и опыт истории, эпохи, общества.

Из кн.: К. Рудницкий. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.

Лит.: В. Э. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. I—II. М., 1968;

Н. Волков. Мейерхольд, т. 1—2. М. — Л., 1929;

Б. Алперс. Театр социальной маски. М. — Л., 1931;

Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний. М., 1967;

К. Рудницкий. Режиссер Мейерхольд. М., 1969;

Б. Захава. Современники. Вахтангов. Мейерхольд. М., 1969.

Театральный календарь на 1974 год. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ

Посмотрите ещё:

125 лет со дня рождения советского актера Сергея Мартинсона
265 лет французскому художнику Пьеру Прюдону
125 лет со дня рождения советского актера Петра Константинова
115 лет со дня рождения якутского советского режиссера и актера Василия Местникова
115 лет со дня рождения татарского актера Фуада Халитова
165 лет со дня рождения французского актера и режиссера Андре Антуана
125 лет советскому театральному художнику Николаю Медовщикову
90 лет драматургу Михаилу Рощину
125 лет украинскому советскому актеру Дмитрию Милютенко
110 лет со дня рождения советской кумыкской актрисы Барият Солтан-Меджидовны Мурадовой
125 лет советскому актеру Василию Ванину
Всеволод Мейерхольд - 20-го июня 1939 года
Библионочь-2023 в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке
140 лет Евгению Вахтангову
265 лет со дня рождения французского балетмейстера Пьера Гарделя
Хроника советской театральной жизни 100 лет назад (январь 1923 года)
Леонид Оболенский: неисправимый мечтатель и истинный аристократ
175 лет русской балерине Екатерине Вазем
350 лет первой постановке великой комедии Жан-Батиста Мольера "Мнимый больной"
Спустя 25 лет. Школа-студия МХАТ. Встреча выпускников 1959-го года и преподавателей (видео)
Хроника советской театральной жизни 100 лет назад (февраль 1923 года)
115 лет английскому актеру и режиссеру Майклу Редгрейву
100 лет со дня постановки пьесы А.Н. Островского "Лес" в Театре им. Вс. Мейерхольда
100 лет театру имени Моссовета