225 лет со дня рождения португальского писателя и драматурга Жуана Баптишты Алмейда-Гаррета

4 февраля исполняется 225 лет со дня рождения (Жуана Баптишты Алмейда-Гаррета (наст. имя и фамилия — Жуан Баптишта да Силва Лейтан) — португальского писателя и драматурга (1799-1854).

Жуан Баптишты Алмейда-Гаррета

Алмейда-Гаррет впервые выступил как драматург в дни португальской революции 1820 года. Воодушевленный революционными событиями, он написал для группы актеров-любителей трагедию «Катон», в которой с позиции просветительского классицизма трактовал тему «свобода или смерть». Трагедия имела большой успех и впоследствии неоднократно шла на португальской сцене.

Государственный переворот 1828 года, уничтоживший конституцию, вынудил ее сторонников, в том числе и Алмейда-Гаррета, эмигрировать в Англию. Приверженцы демократических преобразований, объединившись вокруг Педро, брата короля Мигеле, подняли в 1833 году восстание в Португалии и при поддержке народных масс заставили Мигела отречься от португальской короны. Вернувшись в Португалию, Алмейда-Гаррет принимает деятельное участие в создании национального португальского театра. Его декрет о театре был обнародован, и сам Алмейда-Гаррет в должности главного инспектора театров с жаром берется за осуществление своего проекта, основными пунктами которого были: строительство театрального здания в Лиссабоне (в нем сейчас помещается театр Донны Марии II), создание драматической школы (эта школа — Консерватория—существует и поныне, не обладая, однако, тем размахом, с которым она была задумана Алмейда-Гарретом) и, наконец, создание национального репертуара В заботах о репертуаре Алмейда-Гаррет вновь возвращается к драматургической деятельности, прерванной изгнанием. Знакомство с английскими романтиками не прошло для него даром, и в его последующих исторических драмах «Ауту Жила Висенти» (1838), «Дона Филиппа ди Вильена» (1840), «Оружейник из Сантарема» (1841), «Брат Луиж ди Соуза» (1844) исторические конфликты трактуются уже с позиций романтизма.

Первая историческая драма Алмейда-Гаррета «Катон» не отличалась большой оригинальностью, и ее сценический успех объяснялся прежде всего актуальностью темы. Вернувшись спустя много лет к деятельности драматурга, Алмейда-Гаррет попытался воплотить в национальных исторических сюжетах каноны, разработанные европейской романтической драмой. Однако его первая романтическая драма «Ауту Жила Висенти» — о любви поэта к принцессе — оказалась неудачной: вялый конфликт и невыразительные характеры лишили пьесу литературной значительности и не только не приблизили, но, напротив, увели в сторону от национальных традиций. Больше удалась драма «Оружейник из Сантарема», в которой автор, по собственному признанию, имел целью «показать общество во времена одного из тех грандиозных потрясений, коих немало пришлось пережить Португалии». Такими же картинами общества в различные моменты португальской истории являются и драмы «Филиппа ди Вильена» и «Племянница маркиза». Все они объединены дидактическими задачами, которые Алмейда-Гаррет сам сформулировал в «Наставлении Консерватории», предваряющем его драму «Брат Луиж ди Соуза»: «Собирать факты человеческой жизни — занятие для историка, сопоставлять их и выводить из этого сопоставления некие закономерности — занятие для философа и политика, облекать же их в наиболее доходчивую форму и вкладывать затем в сознание людей в виде легко усваиваемого нравственного урока, поражая умы и сердца событиями нашей же собственной истории, — вот задача писателя и поэта».

Особое место не только в португальской литературе и португальском романтическом театре, но и в творчестве самого Алмейда-Гаррета занимает драма «Брат Луиж ди Соуза». В ней автор также строит сюжет на основе конкретных исторических фактов и, как и в предыдущих драмах, старается с их помощью дать «урок» обществу, однако все это воплощается здесь в борьбе сильных и ярких чувств, в трагическом столкновении характеров, что сообщает драме ту жизненность и тот накал, которых не хватало в предшествующих пьесах. Устами героини автор отстаивает право человека на свободу чувства, на право любить и быть любимым, требует расторжения брачных уз в том случае, если они губительны для связанных ими людей. Сюжетная напряженность, волнующий поединок героини с предопределенностью судьбы, виртуозный диалог, мастерская разработка сценических приемов — все это сделало драму «Брат Луиж ди Соуза» украшением португальской сцены
и знаменательной вехой в творчестве Алмейда-Гаррета.

И. Чежегова

Театральный календарь на 1974 год. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ

Посмотрите ещё:

150 лет английскому писателю Сомерсету Моэму
140 лет со дня рождения советского писателя Алексея Толстого
200 лет венгерскому поэту и драматургу Имре Мадачу
90 лет драматургу Михаилу Рощину
350 лет первой постановке великой комедии Жан-Батиста Мольера "Мнимый больной"
165 лет со дня рождения еврейского писателя Шолом-Алейхема
Хроника советской театральной жизни 90 лет назад (март 1933 года)
115 лет советскому драматургу Исидору Штоку
125 лет датскому писателю Каю Мунку
115 лет советскому писателю и драматургу Леониду Рахманову
Александр Островский - 200 лет гениальному драматургу
110 лет советскому поэту Сергею Михалкову
150 лет абхазскому советскому писателю Дмитрию Гулиа
175 лет шведскому писателю и драматургу Августу Стриндбергу
115 лет марийскому драматургу и писателю Сергею Николаеву
125 лет со дня рождения татарского советского драматурга Наки Исанбета
140 лет со дня первой постановки пьесы Александра Островского "Без вины виноватые"
125 лет со дня рождения советского поэта Александра Безыменского
125 лет Бертольту Брехту
275 лет итальянскому поэту и драматургу Витторио Альфьери
115 лет со дня рождения Алексея Арбузова
150 лет русской и советской писательнице и драматургу Татьяне Щепкиной-Куперник
195 лет Генрику Ибсену
Не стало знаменитого автора «Босиком по парку» Нила Саймона