29-го января исполняется 125 лет со дня смерти французского художника, импрессиониста Альфреда Сислея (1839-1899). К этой дате публикуем статью о творчестве художника.
Альфред Сислей был наиболее камерным художником в кругу своих друзей-живописцев, создавших и утвердивших импрессионизм как творческий метод. Он — лирик, и в этом обаяние и неувядающая привлекательность его творчества для зрителей и художников последующих поколений.
Мать и отец Сислея были англичанами. Отец его вел коммерческие дела во Франции. Он хотел направить сына по своему пути. Но коммерсанта из Сислея не получилось. Интерес к искусству побудил его уговорить родных согласиться на его отказ от намеченной карьеры. В 1862 году Сислей приходит в мастерскую к Ш. Глейеру в Школу изящных искусств в Париже.
Здесь произошло решившее его будущее знакомство с О. Ренуаром, Ф. Базилем, К. Монс. Через несколько лет они выступили вместе и стали родоначальниками импрессионизма.
В 1865 году вместе с Ренуаром Сислей работает в Марлетте. Они покупают небольшую парусную лодку и плывут на ней по Сене вплоть до Гавра. Во время плавания молодые художники натисали множество этюдов. В 1872 году Сислей пишет в Аржантее, неподалеку от Парижа, на берегах Сены. Хранящаяся в ленинградском Эрмитаже композиция «Деревня на берегу Сены» прекрасный образец его живописи. Уже в этом пейзаже Сислея чувствуется тот нежный лиризм, который будет характерен для его дальнейших произведений.
В 1874 году Сислей экспонирует свои работы на знаменитой первой выставке импрессионистов. В 1876 году он пишет серию замечательных пейзажей, запечатлевая разливы в Буживале. Его искусство уже окончательно сформировано. Позже Сислей почти нс меняет своей манеры. Только в 1890-х годах можно усмотреть некоторое влияние произведений пуантелистов. Сислей не проявляет особой активности,старается держаться в стороне от «биржи искусства». Па выставках его произведения экспонируются редко и не пользуются особым успехом. Правда, известный коллекционер и меценат Дюран-Рюэль устраивает выставку его работ в Нью-йорке, но в Париже и в Лондоне собиратели покупали их неохотно, не понимая своеобразия таланта мастера. Сислей почти не выезжает из Море, где он живет чрезвычайно замкнуто. Непризнание, нападки со стороны критиков делают его мрачным и подозрительным. Когда он умер, только старый друг К. Моне приехал на его похороны. А через год после смерти картины Сислея продавались по баснословным ценам. Ныне в Море стоит памятник Сислею. Пейзажи Сислея были восприняты потомками как самое поэтичное изображение природы Иль-де-Франс, древней французской провинции, так же близкой сердцу француза, как близка сердцу русского природа средней полосы России.
Литература: Н. В. Бродская. Картины Сислея в Эрмитаже. Л., изд-во. Гос. Эрмитажа. 1965.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.