19 лет назад, 22 мая 2004-го года не стало театрального режиссера и прекрасного педагога Зиновия Яковлевича Корогодского – человека, которого справедливо называют легендой и настоящей театральной эпохой. Человека, для которого вся его творческая жизнь была неотделима от трех начал, представляющих собой театр, педагогику и детство. Именно на этих ключевых базисах держалась вся профессиональная деятельность Зиновия Корогодского.
В БДТ режиссер попал в 1959-м году по наставлению самого Георгия Александровича Товстоногова, а три года спустя он сумел возглавить Ленинградский ТЮЗ, где проработал буквально четверть века, изменив в результате все представления о детском театре. В отличие от многих других, Корогодский видел своей целью не «воспитание подрастающего поколения», а воспитание этого самого поколения искусством театра: «забавляя, обучал». И разница между этими двумя понятиями поистине колоссальна, как и обильные плоды, которые приносил такой педагогический метод.
В результате бурной и отчасти новаторской деятельности талантливейшего педагога и режиссера, Ленинградский ТЮЗ совсем скоро вошел в число лучших театров страны. На его сцене можно было увидеть множество красивых и глубоких по своему замыслу постановок, как например, «Волшебное стеклышко» К. Чапека, «Хозяин» М. Горького, «Гамлет» и «Комедия ошибок» В. Шекспира, «Глоток свободы» и «Будь здоров, школяр!» Б. Окуджавы, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга, «Трень-брень» Р. Погодина, «Баллада о славном Бильбо Беггинсе» Дж. Толкина, «После казни прошу…» В. Долгого, «Радуга зимой» М. Рощина, «Месс-менд» М. Шагиняна и многие-многие другие. Все эти спектакли Зиновия Яковлевича и его преданного творческого коллектива навсегда вошли в историю мирового театра.
Корогодский был очарован детским и несколько наивным миром, он был глубоко погружен в него, осознавая даже самые скрытые проблемы и драматизм. Своими работами он предлагал юным зрителям не привычную дидактику, а театр, который был до краев наполнен радостью и энергией. Причем, его постановки, наполненные здравым смыслом и добром, были интересны и полезны не только для детей, но и для взрослых тоже.
Так, Ленинградский ТЮЗ боролся за семейное посещение, правда, не всегда в своих стремлениях он находил понимание. Сам режиссер в одном из интервью говорил об этом моменте: «Долгие годы работы в ТЮЗе шла борьба за то, чтобы детский театр служил не детям, а людям. У нас даже был такой внутренний театр, на 5-м этаже, где возникали всевозможные творческие затеи, переходящие потом на большую сцену. Своего рода лаборатория. С первых дней, как оказался в ТЮЗе, я считал, что это театр семьи. За это и попадало. Это считалось уходом от детства. Те, кто был “над”, вряд ли размышляли над тем, что семья – это звено общественного состояния. Все серьезные переживания страны у нас в стране проистекают из того, что дети преимущественно на словах “цветы жизни”».
Помимо плодотворнейшей театральной деятельности, Зиновий Корогодский является автором нескольких книг, таких как «Режиссер и актер», «Этюд и школа», «Репетиция, репетиция, репетиция», «Играй. Театр», «Возвращение» и других. Так, его книга «Начало» посвящена первому году обучения актеров и режиссеров. В ней этот удивительной работоспособности человек приоткрывает завесу тайны, рассказывая секретах своей театральной школы, наблюдениях и личном опыте.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ