Бессмертное творчество великого драматурга Александра Островского

«Колумб Замоскворечья» — так называли величайшего русского драматурга, ставшего основоположником национального театра, Александра Николаевича Островского. Сегодня, 12 апреля, исполнилось 200 лет со дня рождения этого уникального и поражающего своим многогранным талантом человека… нет… правильнее будет написать Человека.

Практически всю свою жизнь Александр Островский посвятил драматургии, причем, он не только писал восхитительные пьесы, которые и сегодня составляют большую долю репертуара многих отечественных театров, но и активно помогал другим драматургам. Именно Александр Николаевич в свое время разработал программу обучения для драматических классов, и, более того, он же с присущим ему благородством не раз вставал на защиту авторских прав многих драматургов.

Нередко Островского называли «Колумбом Замоскворечья», так как родился он в купеческом районе Замоскворечье. Его хороший друг поэт Николай Берг рассказывал: «В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)».

Слава и признание пришли к Островскому совсем не сразу. Первые труды драматурга часто подвергались критике, а цензоры и вовсе писали: «Действующие лица — мерзавцы, разговоры грязны, пьеса обидна для русского купечества». Но упорство драматурга в итоге взяло свое, первая его пьеса, которую увидели зрители на сцене, называлась «Не в свои сани — не садись», и рассказывалось в ней о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. К слову, одну из главных ролей в этой необычной постановке сыграла прославленная театральная актриса того времени Любовь Никулина-Косицкая.

Это интересно:   115 лет со дня рождения советского литературоведа, критика, поэта и библиофила Анатолия Тарасенкова

Спектаклю прошел, как сейчас принято говорить, «на Ура!», о чем также свидетельствуют слова известного прозаика Ивана Горбунова: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».

За свою жизнь Александр Островский сочинил 47 пьес, что удивительно само по себе, ведь в год он умудрялся создавать по одной, а то и по две пьесы. А ведь это были не простые пьесы, а настоящие шедевры театрального искусства, которые и в наши дни считаются эталоном драматургии. Сам Александр Николаевич писал: «Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом».

Очень много трудов посвятил Островский переводам произведений иностранных драматургов на русский язык. Так, Александр Николаевич был уверен, что любому человеку, решившему связать свою жизнь с драматургией, просто жизненно необходимо «прилежное изучение иностранных литератур». В результате выдающийся драматург выполнил более сорока переводов и переделок с латинского, английского, французского, испанского, итальянского, украинского языков.

В последние годы жизни Островский продолжал много работать, и именно в тот период им была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870–1880-хх годов: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и другие.

Не стало великого драматурга 14 июня 1886-го года.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ
Это интересно:   190 лет русскому журналу "Библиотека для чтения"