140 лет со дня рождения советского и русского художника Павла Филонова

8-го января отмечается 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Филонова (1883-1941). К этой дате публикуем очерк о художнике. 

 

Павел Николаевич Филонов родился в Москве. Мать его стирала, а отец разносил это белье по домам. С 6 лет Филонов начал свою трудовую жизнь: довелось ему полотенца вместе с сестрами вышивать и продавать их у Сухаревой башни, довелось и выступать в балаганах. Рисовать он начал очень рано. Копировал папиросные и конфетные обертки. Четырнадцатилетним подростком в Петербурге он поступил в живописно-малярные мастерские, а параллельно начал посещать вечерние классы Общества поощрения художеств. Ему страстно хотелось поступить в Академию, но он не выдержал экзамена. Тогда Филонов начал брать уроки живописи в частной мастерской художника Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

Летом он ездил на этюды на лодке по Волге, ходил вместе с паломниками в Иерусалим и на Кавказ, делал копии икон, делал рекламные плакаты папирос, к которым сам же писал стихи. И все время Филонов занимался анатомией, рисовал. В Академию его приняли только как вольнослушателя на живописный факультет.

Во всех работах Филонова ощущалась редкостная настойчивость в попытках найти свой путь в искусстве.

В 1910 году Филонов вошел в состав «Союза молодежи». Он оказался в среде людей высокой культуры.

Увлеченный старым искусством, Филонов на полгода отправился в заграничное путешествие через Германию в Италию и Францию.

Деньги быстро кончились, и он бродил из города в город пешком, спал, где придется, перебивался случайной работой, например, придумывал рисунки для витражей в Лионе и литографии. Большое впечатление произвели на него великолепно исполненные драматические картины старых немецких мастеров и прежде всего Грюневальда, чьи работы отличает чувство монументальности и какой-то микеланджеловской мощи. Постепенно Филонов достигает сам высокого уровня мастерства и формулирует свои взгляды на искусство в манифесте «О сделанной картине».

Это интересно:   К 140-летию советского художника Василия Сварога

Революция застает Филонова на румынском фронте. У него нет колебаний и сомнений: это — его революция. Авторитет Филонова среди солдат очень велик. Его избирают председателем Военнореволюционного комитета.

В 1920-е годы талант Филонова развертывается в полную силу. Он мечтал создать серию больших полотен о революционном времени, как бы цикл фресок, и подарить их пролетариату Петрограда. Начинается беспримерная удивительная работа. В ней причудливым и странным образом смещаются различные аспекты восприятия реального мира, реальное и фанатическое, здоровое и болезненное, порой мистическое. Но за всей сложностью и многоплановостью работы ощущается тяготение, со временем все более выкристаллизовывающееся к ясности и эпичности.

От отвлеченных пластических формул (1918—1919) и «Формулы петроградского пролетариата» (1920—1921), от переусложненной и субъективной пластической композиции он идет к простоте «Нарвских ворот». Его лозунгом было: «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи. Упорно и точно делай каждый атом… Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, и тогда ты увидишь настоящее общее, которого и не ожидал».

У Филонова были преданные ученики. объединившиеся в «Школу аналитического искусства». Они вместе исполняли заказы для общественных зданий, оформили карельский эпос «Калевалу», разрабатывали коллективные методы работы и порой показывали свои произведения без подписей как картины школы.

Павел Филонов - Портрет Е. А. Серебряковой
Павел Филонов — Портрет Е. А. Серебряковой

Замечательно написаны и портреты Филонова, которые можно сопоставить с портретами старых мастеров («Портрет Е. А. Серебряковой» , 1922 и другие).

Филонов работал над каждой вещью долго и тщательно, добиваясь предельной законченности своего замысла. Его искусство многозначно и неоднородно, часто конечный результат противоречит первоначальной программе. Усложненность формы делала порой его произведения трудно доступными не только для широких кругов, но и для профессионалов. Поэтому вокруг его творчества разворачивались яростные споры.

Это интересно:   Георгий Якулов - одна из примечательных фигур художественной жизни Москвы начала 20-го века

Умер Филонов во время блокады Ленинграда.

Несколько лет назад в разных городах нашей страны прошли выставки работ Филонова, которые вызвали огромный интерес и споры. Творчество этого противоречивого мастера открыло нам новые грани в изобразительном искусстве послереволюционного времени.

Человек трудной судьбы, Филонов безгранично верил в Революцию и ее дело.

С. Исаков. Филонов. Л., 1930.

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1973.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ