100 лет со дня смерти болгарского художника Ивана Ангелова

4-го августа исполняется 100 лет со дня смерти болгарского художника, графика, педагога, основателя болгарской школы критического реализма в живописи Ивана Ангелова (1864-1924). К этой дате публикуем очерк о художнике. 

Освободительная война 1877— 1878 годов против турецкого владычества способствовала быстрому развитию болгарской культуры. Уже в 1890-е годы мы можем говорить о сложившейся в Болгарии своеобразной школе реалистической живописи. Среди ее главных представителей — Антон Митов, Ярослав Вешин, Иван Мырквичка и Иван Ангелов. Они выступили как инициаторы организации первых крупных болгарских выставок и Товарищества болгарских художников, способствовали пробуждению у прогрессивной интеллигенции интереса к судьбам искусства. Иван Ангелов получил обычное по тем временам образование. Он учился в Мюнхене, а затем провел несколько лет в Риме. Это были годы самых разнообразных исканий в европейском искусстве, годы острой борьбы противоположных устремлений. В какой-то степени многие из них наложили свой отпечаток и на стилистику работ болгарского мастера. Мы увидим в них приемы, проверенные в традиционной академической живописи, а рядом — решение задач пластики в духе импрессионизма. Но более всего привлекало его творчество реалистов той эпохи, таких, как Ж. Бастьен-Лепаж, М. Либерман. Вернувшись на родину. Ангелов пишет по преимуществу произведения из крестьянской жизни. Жанровая живопись оказалась настоящим призванием художника. Конечно, далеко не все его картины отличаются должной глубиной, капитальностью замысла. Но порой он поднимается до острой социальной критики. Очень популярна была (к сожалению, не сохранившаяся) его картина «Буря в сердце и на небе» (ок. 1905 г.). Ее героем был крестьянин, и смятении и гневе, одиноко стоящий перед своим крохотным полем, которое побито градом.

Молотьба

Особенно любил художник писать жатвы. В его изображении труд крестьянина обретает поэтичность и привлекательность. В нем видится художнику смысл жизни, и потому в картинах Ангелова жатва нередко показана празднично-приподнято. Знакомимся ли мы с ранним полотном «Жницы» (ок. 1894 г.), или с одной из наиболее зрелых его работ «Веяльщицы» (1919), — всегда это искреннее поэтическое повествование о крестьянской жизни. Как и большинство его современников, Ангелов уделял самое большое внимание разработке сюжета, поискам характерных типажей, жизненных прототипов. Он прекрасно знал деревенский быт, понимал крестьянскую психологию. Но художник не ограничивался только решением этих задач. В большинстве его произведений действие происходит на фоне пейзажа, который всегда играет у него важную роль в создании общего эмоционального настроения работы.

Это интересно:   340 лет со дня смерти французского художника Клода Лоррена
Жнецы

Творчество Ангелова, как и в целом искусство мастеров, выступивших вместе с ним в 1890-е годы, послужило фундаментом развития реалистической живописи в Болгарии.

 

Литература: Атанас Божков. Болгарское изобразительное искусство. Живопись, графика, скульптура. София, изд-во литературы на иностранных языках, 1964.

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ