4-го апреля 2023-го года исполняется 265 лет со дня рождения французского художника, рисовальщика и гравера, одного из крупнейших представителей предромантизма Пьера Прюдона (1758-1823). Жизни и творчеству художника посвящен настоящий очерк.
Современники ценили живопись Прюдона за мягкость светотени, нежность кисти, изящество и лиризм трактовки сюжета, с гордостью называя его «французским Корреджо». В драматически-напряженную эпоху наполеоновской империи он своим искусством создавал успокоительную иллюзию гармонии, безмятежного бытия, полного наслаждений и красоты, любви и сердечных чувств. Прюдон был художником Империи, создателем в большей мере стиля ампир. Он писал картины на аллегорические и мифологические темы («Психея, похищаемая зефирами»), оставил несколько религиозных произведений, работал декоратором, оформителем торжественных государственных церемоний, которые так любил Наполеон, был иллюстратором, делал рисунки, по которым изготовлялись различные предметы мебели, ювелирные изделия и т. д.
Однако за всю свою жизнь Прюдон создал лишь одно произведение, которое прочно вошло в историю не только французского, но и европейского искусства, — «Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление» (1808). Оно было написано под конец жизни для зала суда во Дворце правосудия в Париже. В этом большом произведении, полном сурового драматизма и взволнованного чувства, скрестились как бы два великих направления французского искусства — уходящий с исторической арены классицизм и заявляющий о своем появлении романтизм. Аллегория в своем замысле спроецирована на библейский сюжет убийства Авеля Каином. Картину высоко оценили передовые художники Франции, в частности Делакруа, назвавший Прюдона «чародеем светотени», а также Жерико, Гро.
Пьер Прюдон прошел нелегкую школу жизни. Он родился в семье каменотеса и был тринадцатым ребенком. Родители его рано умерли, его воспитали монахи-бенедиктинцы. Первым учителем Прюдона в Дижоне был Ф. Девож, затем он занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1784—1789 годах в качестве пенсионера от Бургундии Прюдон живет в Италии. Во время Великой французской революции Прюдон принимает деятельное участие в художественной жизни страны, пишет портрет Сен-Жюста, с которым завязывает знакомство в период якобинской диктатуры, создает несколько рисунков аллегорического характера: «Свобода», «Французская конституция», «Равенство» и другие.
После термидорианского переворота сюжеты Прюдона изменяются. Он снова пишет аллегории: «Богатство», «Искусство», «Наслаждение», «Философия». Но если в период революции аллегории Прюдона были остры, то теперь они приобрели отвлеченно мечтательный характер. Прюдона перестали волновать идеи служения человечеству.
Характерные черты произведений художника глубоко родственны искусству XVIII столетия: грациозность воображения, чувствительная привлекательность и галантность в трактовке аллегорий и античной мифологии, стремление очаровать зрителя, перенести его в атмосферу чувственно-утонченных переживаний. Слава его была огромна в среде новоявленной наполеоновской аристократии, однако современники упрекали его в фальшивой приглаженности колорита, манерности и сентиментальности.
В эпоху Империи его успех стал расти. Он выполнил заказ на роспись потолков некоторых залов Лувра, оформлял коронацию Наполеона, сделал рисунок колыбели для наследника Наполеона, был учителем живописи его жены Марии Луизы.
Трагическим событием в жизни Прюдона было самоубийство его любимой ученицы Констанции Мейер в 1821 году. Ее портрет в технике пастели принадлежит к лучшим созданиям лирического таланта Прюдона. Прюдон-портретист реализовался наиболее совершенно в женских изображениях, таких как «Портрет г-жи Антони с детьми» (1796), «Портрет императрицы Жозефины» (1805). Рисунки художника изящны и живописны, часто выполнены на голубой бумаге с выделением светлых и темных мест белым и черным карандашом. Он успешно выступал и как иллюстратор, в частности, большой известностью пользовались его рисунки к сочинениям Ж.-Ж. Руссо и к романам очень популярного в то время писателя-сентименталиста Бернардена де Сен-Пьера.
Прюдон оставил целую плеяду подражателей, из которой ни один не стал сколько-нибудь выдающимся мастером. В 1808 году он создал свой шедевр «Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление», словно перечеркнув все, чем занимался всю жизнь,— картину, достойную кисти большого художника, наполненную пафосом протеста против жестокости и низости, взывающую к лучшим чувствам людей, клеймящую братоубийство, картину,пронизанную благородным сильным чувством, занявшую почетное место в Лувре.
Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ