К 290-летию со дня рождения русского художника Ивана Фирсова

В этом году исполняется 290 лет со дня рождения одного из выдающихся русских художников 18-го столетия Ивана Фирсова (1733-1785). Жизни и творчеству русского художника посвящен этот небольшой очерк.

 

Иван Фирсов — одна из самых загадочных и привлекательных фигур в истории русского изобразительного искусства XVIII столетия. Он был, казалось, прочно забыт в XIX веке. Но в 1913 году в Третьяковской галерее реставраторы под руководством И. Грабаря, изучая красочный слой картины «Юный живописец», подписанной именем известного художника второй половины XVIII столетия Л. Лосенко, неожиданно обнаружили, что подпись эта подделана в более поздние времена. Под фальшивой удалось найти и подлинную подпись. Оказалось, что автором этого произведения, очень неожиданного по художественным задачам для своей эпохи, был Иван Фирсов.

Иван Фирсов - Юный живописец
Иван Фирсов — Юный живописец

Высокий художественный уровень картины «Юный живописец» * привлек к имени Фирсова внимание крупных специалистов. Но искусствоведы, едва начав изучение творчества мастера, столкнулись с рядом загадок. Главной была задача установить, тот ли самый художник, известный лишь дворцовыми декоративными живописными композициями, написал картину. Начались розыски, вводились в научный обиход все новые и новые документы. Установили дополнительные факты биографии мастера, их было немного. Только к началу 1960-х годов путем тщательного сравнительного анализа всех исторических данных, наконец-то, пришли искусствоведы к выводу, что столь непохожие работы написаны все-таки рукой одного мастера.

Сегодня нам известно, что Фирсов вышел из среды московского купечества. Четырнадцатилетним подростком он был определен для обучения к художникам-декораторам в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами, и числился там до 1756 года, участвуя в исполнении больших декоративных полотен для дворцов и церквей, оформляя вместе с другими своими коллегами пышные празднества. Фирсов работал под руководством многих крупных мастеров декоративной живописи того времени, в том числе и известного итальянского художника-декоратора Валерьяни. С годами его, невидимому, все чаще и чаще привлекали к исполнению сложных театральных декораций. Имя Фирсова упоминается в связи с постановкой первой русской оперы «Альцеста» на текст Сумарокова в 1758 году; он участвовал в оформлении представлений в Ораниенбаумском дворце, а позже его имя мы встречаем в списках сотрудников Дирекции императорских театров. Одним словом, Фирсов становился весьма заметной фигурой в области декоративной живописи. Хранящийся в Русском музее натюрморт «Цветы и фрук ты» Фирсова, предназначенный украсить вход, исполнен умело, с точным учетом восприятия этого панно в интерьере, хотя по живописи несколько суховат и резок.

Это интересно:   100 лет эстонской художнице Лейле Мууга

В начале 1765 года для усовершенствования в искусстве Фирсов был отправлен в Париж. Он посещал мастерскую Вьена, стремясь повысить свое мастерство в области декоративной живописи и в изображении натуры, пробовал писать эскизы на мифологические сюжеты, много рисовал.

Фирсов в Париже впервые открыл для себя искусство как область духовной жизни. В Париже или, может быть, сразу по возвращении в Россию (а он приехал на родину в конце 1768 года) и написал художник «для себя», вне заданий, «Юного живописца». В его картине привлекают простота и безы-скуссность, тонкость цветового решения, искренность, свежесть чувств. Пожалуй, это едва ли не первый образец бытовой жанровой живописи в России. Картина Фирсова исполнена не без влияния французской реалистической живописи, но это отнюдь не ученическая реплика, а творческая переработка уроков французского искусства. В ней передано непосредственное ощущение жизни.

Заграничное пенсионерство Фирсова почти не повлияло на его положение в художественном мире. Он по-прежнему вынужден был заниматься исключительно декоративной работой. По-видимому, его жизнь была полна всяких драматических переживаний и конфликтов. В 1784 году Фирсов тяжело заболел и попал в «смирительный дом». Его картина так и оставалась в мастерской, чуждая вкусам времени. Только с приходом в русское искусство Тропинина и Венецианова бытовая жанровая живопись была признана достойной сферой художественного творчества. Но картине Фирсова пришлось ждать «своего часа» еще почти целое столетие.

 

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ