130 лет выдающейся американской актрисе Кэтрин Корнелл

16 февраля исполняется 130 лет со дня рождения Кэтрин Корнелл (1893 — 1974), выдающейся американской актрисы, режиссера и театрального деятеля.

Кэтрин Корнелл
Кэтрин Корнелл

Творческий путь Кэтрин Корнелл — это фактически история американского театра первой половины нашего века. Актриса начала играть в 1916 году в труппе «Актеры Вашингтон-сквера», принадлежавшей к так называемым «малым театрам», деятельность которых стала своеобразной формой протеста передовой интеллигенции против коммерческого искусства и делячества нью-йоркских театральных предпринимателей.

Подлинной школой мастерства стала для Корнелл работа в частной труппе известной актрисы и антрепренера Джесси Бонстель, которую в театральных кругах Нью-Йорка справедливо называли «созидательницей звезд». В 1931 году Корнелл создала собственную труппу, где большинство постановок осуществил ее муж, крупный американский режиссер Гатри Мак-Клинтик.

Актриса огромного драматического дарования, Корнелл с успехом выступала и в комедиях.

Среди многочисленных ролей актрисы особое место занимают Кандида и Иоанна («Кандида» и «Святая Иоанна» Шоу), Айрис Фенуик («Зеленая шляпа» Арлена), Элизабет Баррет («Семейство Баррет с Уимпол-стрит» Безьера), Джульетта («Ромео и Джульетта» Шекспира), принцесса Опарр («Бескрылая победа» М. Андерсона), Линда Истербрук («Не время для комедии» Бермана), Маша («Три сестры» Чехова), Антигона («Антигона» Ануйя), Патрик Кемпбелл («Милый лжец» Килти).

Кэтрин Корнелл в роли Кандиды

Трудно представить себе более верную и убедительную Кандиду, чем Кандида мисс Корнелл. В интерпретации актрисы роль прозвучала как откровение. Хрупкая, изящная, обаятельная, она поражает своей редкостной способностью чувствовать и понимать. Кэтрин Корнелл провела последний акт настолько тонко, что невольно задаешь себе вопрос: «Кто создал эту Кандиду? Разве Кандида у Шоу такая нежная, умная?». ..

«Нью-Йорк Таймс», 1924, 13 декабря.

К. Корнелл — Иоанна. «Святая Иоанна»
К. Корнелл — Иоанна. «Святая Иоанна»

Из статьи Кэтрин Корнелл «Что такое слава?»

Звезда? Что это означает? Для каждого, вероятно, свое: для одних — успех и деньги, для других — рекламную шумиху и толпы почитателей, для третьих — труд, поиски нового. Звезда! Слово давно потеряло свой первоначальный смысл — гениальный, выдающийся актер — и стало обозначать все, что угодно: исполнителя популярных песенок в музыкальном ревю, танцовщицу модного кабаре, голливудскую актрису со смазливым личиком, слава которой зиждется на неземной улыбке и умении нежно и безотказно любить. Очень редко теперь, говоря «звезда», подразумевают талант, чаще — высокие гонорары, крикливую рекламу, полу-пристойные статьи желтой прессы… Когда я поняла, что меня сделали звездой, мною овладело чувство тревоги: к чему вся эта суета сует? Разве зритель будет теперь любить меня больше? Мне показалось, что на плечи легла непосильная ноша: сумею ли я удержаться от соблазна стать модной звездой, вспыхивающей ослепительным и мгновенным светом, прежде чем погрузиться в небытие? Для меня звезда — это тяжкий труд, это огромная ответственность перед моими коллегами, моими зрителями, американским театром.

Это интересно:   Великий шведский режиссер Ингмар Бергман

«The Stage», 1938, november.

Кэтрин Корнелл отправляется в турне по городам Америки со спектаклем «Семейство Баррет с Уимпол-стрит». Пусть Бродвей снова пожимает плечами, с недоумением взирая на новые «выходки и эскапады» мисс Корнелл: актриса, твердо убежденная в необходимости пропагандировать искусство театра среди народа, уверенно выполняет свою миссию. Корнелл дарит людям счастье, редкую возможность увидеть спектакль, который они запомнят до конца дней своих. Увидеть «Семейство Баррет» — значит обогатить себя духовно. В нашей стране нет национального театра, который мог бы удовлетворить запросы многочисленного зрителя. Гастроли труппы Корнелл, вне сомнения, восполняют этот досадный пробел…

«The Scribner’s Magazine», 1932.

Лит.: Н. Леонтьевский. Американские актеры о своем творчестве. «Театр», 1940, № 6;

Н. Куликова. Русская классика на американской сцене. В сб.: Театр. М., 1945.

Театральный календарь на 1973 год. Л., 1972.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ