9-го февраля 295 лет назад в 1728-м году состоялось первое исполнение «Оперы нищих» Джона Гея* и Иоганн Кристофа Пепуша. Этой опере и её создателям посвящен настоящий очерк. Эта опера стала основой для создания знаменитой «Трёхгрошовой оперы» Бертольта Брехта. А сама опера часто появляется на сцене российских театров.
Премьера «Оперы нищих» состоялась в лондонском театре «Плей хаус». Успех был ошеломляющим. По свидетельству современника, дамы наносили на веера любимые песенки из оперы; актриса, игравшая героиню и до того совершенно неизвестная, сразу стала любимицей всего города. С энтузиазмом принятая публикой, особенно демократическими слоями общества, опера ставилась шестьдесят три раза подряд, а затем обошла все города Англии, Ирландии, Уэльса. Сохранила она популярность и по сей день — правда, в различных текстовых вариантах и с разной музыкой. «Опера нищих» возникла как своего рода социальный протест против увлечений, воцарившихся в английском театре на рубеже XVII и XVIII веков.
…В 1695 году умер величайший композитор Англии Г. Пёрселл. Его стремление создать самобытный национальный музыкальнодраматический театр, замечательные достижения в жанре «музыкальной драмы» не были по достоинству оценены современниками. Новый этап в развитии английской музыкальной и театральной культуры, начатый Шекспиром, прервался, не получив продолжения.
С начала XVIII века в среде английской аристократии процветает мода на итальянскую оперу. В 1705 году в Лондоне появляются первые итальянские оперные труппы; с ними на лондонскую сцену проникают, а затем и утверждаются иноземный стиль, сюжеты, язык, чуждые национальной английской музыке. Эта мода й ее предмет и получают в «Опере нищих» пародийное, сатирическое изображение: здесь будто наизнанку вывернута условность итальянской оперы-сериа, возвышенным героям противопоставлены люмпен-пролетарии, низшие слои буржуазного общества.
Авторами столь необычайного тогда спектакля были Дж. Гэй и Дж. Пепуш. Участие композитора Пепуша в создании оперы было, однако, скромным: немецкий музыкант, он, по просьбе Гэя, аранжировал песни и написал увертюру. Иное дело сам Гэй — драматург, памфлетист, баснописец и поэт, близкий друг таких выдающихся современников, как У. Конгрив, А. Поп, Дж. Свифт, расположением и поддержкой которых он пользовался. «Опера ник щих» была пятой из семи пьес Гэя, причем почти все они представляли собой сатиру на современное общество.
Разговорные диалоги перемежались в «Опере нищих» с музыкальными эпизодами, но вместо обычных арий Гэй ввел в оперу песни и баллады. Он отобрал шестьдесят девять напевов из английского, ирландского, французского, шотландского «уличного» фольклора и перетекстовал их, сохранив рефрен. Именно слова рефрена, популярные в народе и в силу этого вызывавшие привычные ассоциации, как бы комментировали авторский текст, выявляя скрытый смысл событий, происходящих на сцене. Таким образом, музыкальный язык оперы показался доступным самым широким кругам слушателей, а хитроумный прием соединения нового текста с традиционным разъяснял многое из того, что по цензурным соображениям не могло быть прямо высказано на сцене.
В центре сюжета «Оперы нищих» — любовные перипетии вора и бандита Мэкхита. Среди остальных персонажей — друзья «героя» по шайке, обитатели лондонского «дна». В пьесе содержится множество намеков на современные политические события и нравы высших кругов английского общества. В разговорном эпилоге оперы Нищий говорит Актеру (и зрителям) о поразительном сходстве в поведении высших и низших классов, «так, что невозможно установить, подражают ли знатные джентльмены джентльменам улицы, либо уличные джентльмены — знатным».
«Опера нищих» — небывало резкая по тому времени сатира на английское общество. Неслучайно У. Хоггарт — выдающийся английский живописец-бытописатель — использовал в своих работах сюжетные мотивы этой оперы. Именно обличительная, антибуржуазная направленность «Оперы, нищих» и была так горячо воспринята передовыми современниками, этим также объясняется ее актуальность и в наши дни. На протяжении двух с половиной веков композиторы обращались к «Опере нищих», редактируя или заново аранжируя песни согласно требованиям своего времени.
В XX веке, к двухсотлетнему юбилею оперы, выдающийся немецкий драматург Б. Брехт и композитор К. Вайль создали по старой схеме новый музыкальный спектакль, который стал сатирой на современное буржуазное общество. Названное «Трехгрошовой оперой», произведение это приобрело широчайшую популярность В 1948 году английский композитор Б. Бриттен написал свой вариант «Оперы нищих», предназначенный для камерного оперного театра. Известен также кинофильм П. Брука под таким же названием с Л. Оливье в главной роли и музыкой А. Блисса (1953).
«Опера нищих» стала родоначальницей балладной оперы. За прошедшие столетия написано немало произведений, но ни одно из них не может сравниться в популярности и славе с «Оперой нищих», заложившей основы демократического оперного театра в Англии.
Л. Ковнацкая
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1977.
* Эта статья написана в 1977-м году, на момент написания статьи было принято писать фамию английского драматурга Джона Гея через букву «э». Сейчас же эту фамилию в русском языке в основном пишут через букву «е».
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ