145 лет со дня рождения русского оперного певца Антона Боначича

В январе этого года исполняется 145 лет со дня рождения русского оперного певца Антона Петровича Боначича (1878—1933). А 22-го марта этого года исполнится 90 лет со дня смерти певца. К этим датам публикуем небольшой очерк о жизни и творчестве Антона Боначича. 

Антон Боначич… Это имя сейчас мало кто знает. А в начале 20-го столетия певец пользовался огромным успехом и популярностью у любителей оперного искусства, занимал ведущее положение в труппе Большого театра…

А. П. Боначич окончил Петербургскую консерваторию в 1901 году сразу по двум специальностям: по классу пения профессора С. И. Габеля и по классу композиции профессора Н. Ф. Соловьева. Правда, в дальнейшем сочинением музыки он занимался редко, ибо посвятил себя в основном артистической деятельности, но тем нс менее был известен и как автор оперетты «Остров невинности».

В 1901 году состоялся дебют певца на сцене Харьковского оперного театра в партии Демона. Интересно, что, начав свою артистическую карьеру как баритон, Боначич затем перешел на партии лирико-драматического тенора. Не сколько лет он пел в оперных антрепризах Тифлиса, Киева и других городов, а в 1905 году был приглашен солистом в оперную труппу Большого театра, где протекала вся его дальнейшая творческая жизнь.

Боначич обладал блестящими вокальными и сценическими данными. Простота и естественность поведения на сцене, красивая внешность, большой актерский темперамент определили его успех в первые же годы работы. Известная оперная певица Н. В. Салина писала в своих мемуарах «Жизнь и сцена»: «Боначич был талантлив и очень музыкален, с ним вообще было приятно петь. Это был интересный Герман и прекрасный Вертер…».

За годы работы в Большом театре артист исполнил тридцать партий, причем репертуар его был весьма разнообразен: драматические партии (Хозе, Радамес, Герман. Садко), лирические (Лоэн-грин, Вертер, Ромео) и острохарактерные (Звездочет, Логе в «Золоте Рейна» Р. Вагнера). Критика отмечала выдающийся успех Бо-начича в роли Садко, успех, безоговорочно признанный даже в сравнении с исполнением знаменитого И. В. Ершова, гастролировавшего в тс годы в Москве.

Это интересно:   Воспитание музыкой, Или как принцип «чем проще, тем лучше» убивает нашу эстраду

Боначичу посчастливилось быть первым на московской сцене исполнителем партий Альбера и Паоло в операх С. В. Рахманинова «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (1906), Дон-Жуана в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского (1906), Гришки Кутерьмы и Звездочета в операх Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (1908) и «Золотой петушок» (1909). В 1912 году Боначич спел партию князя Голицына в опере М. П. Мусоргского «Хованщина», поставленной па сцене Большого театра Ф. И. Шаляпиным.

В 1906—1911 годах певец участвовал в спектаклях русской оперы в Италии, Франции, Монако.

Оставив сцену в 1921 году, Боначич несколько лет занимался педагогической и режиссерской деятельностью в Омске, Томске, Саратове, а с 1928 года в Минске, где организовал вокальную кафедру в Белорусской консерватории и преподавал в Государственной студии оперы и балета. Среди его учеников — видные мастера оперной сцены Л. П. Александровская, И. М. Болотин, М. И. Денисов.

Творчество А. П. Боначича, прекрасного певца и педагога — одна из славных страниц истории отечественной музыкальной культуры.

В. Зарубин

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1977. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ