Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПАВЕЛ КОГОУТ «ПРАГА — МОСКВА»… Читать ранее
Читать далее… ЛЕОН РАЙНЕР «ТЕПЛО ДУШИ»
Хайнц Шлаге «Открытия на грани потрясений»
(глазами родных, близких, коллег)
В 1968 году по нашей просьбе Виктор Монюков приехал на запланированные дни Русского театра в Германии в Городской театр Саарбрюккена. В то время, в силу своего образования, я сотрудничал с театром и с русскими театрами, в частности. Занимаясь поиском корней европейского театра, был знаком с системой Станиславского. Виктор Монюков являлся ярким представителем Школы-студии МХАТа и выразителем системы Станиславского. А еще для меня было маленькой радостью, что он приехал без сопровождения «комиссара», как мы ожидали и как это было принято в те времена. Ведь в 1968 году еще сохранялся «железный занавес».
Встреча с Виктором Карловичем стала решающей для нас. Вместо враждебности он привез из Советского Союза приветливость, открытость, сердечность, непредвзятость, что передалось и нам по отношению к нему. Наши коллеги из ГДР были сильно идеологизированы, так что найти с ними контакт казалось проблематично. Но Виктор Монюков явился выразителем лучших черт характера истинного москвича. Мы вели откровенные диалоги. У нас было много разговоров на тему войны, геройства и человечности.
Во время работы над спектаклем «Ленинградский романс» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» на сцене нашего театра я увидел, как великолепно, тонко и достойно ставил эту историю времен войны Виктор Монюков. На репетициях царила приятная, открытая, дружеская атмосфера. Исполнитель роли Марата, Леон Райнер, носил военную форму и парик с коротко остриженными волосами. Для меня это было просто шоком. Я прошел войну до Киева, мне пришлось стрелять в русских солдат. Я целился в них, держал на мушке. А сейчас вынужден был смотреть на немецкого актера в военной форме русского солдата не как на врага, а как на человека, которого понимаю. Именно это тонкое переосмысление сумел передать в «Ленинградском романсе» Монюков. Это и стало моим первым большим, сильным впечатлением от его работы.
Вторым оказалась наша совместная организация вечера лирики. Большой удачей было то, что при его подготовке нам помогала славистка, которая знала творчество Маяковского, Пушкина и Лермонтова. Она также подсказала имена подходящих переводчиков. На этом вечере Виктор декламировал стихи на русском и немецком. В сравнении с актером, который читал стихи на немецком языке, Монюков делал это значительно живее. Таким образом, он открылся еще одной гранью своего таланта.
Прощание с Виктором Монюковым давалось с трудом. Я попытался разыскать его снова.
В 1970 году меня пригласили в высшую школу Ганновера в качестве профессора. Вместе со всем актерским факультетом из 26 студентов и 3 доцентов я поехал в Москву и Санкт-Петербург, тогда Ленинград. В плане визита у нас стояли Школа-студия, Училище имени Б.Щукина, Малый театр. Это было в 1972-м. Попытка дозвониться до Виктора Монюкова не увенчалась успехом, и только через 11 лет мне удалось присутствовать на одной из его репетиций в Школе-студии.
Это были совсем иные впечатления. Теперь уже я познакомился со строгим педагогом, владеющим стройной системой Станиславского. Он точно и дисциплинированно проводил репетиции, обладая талантом вести молодых актеров к цели, быстро тренировал их память и умение перевоплощаться, великолепно продемонстрировав это в течение двух часов. Я в очередной раз был потрясен.
Через несколько лет со студентами института мы снова оказались в Москве. Настоящей болью для меня стало сообщение о неожиданной кончине Виктора Монюкова…
Перевод с немецкого Е.В.Беловой
ПАВЕЛ КОГОУТ «ПРАГА — МОСКВА»… Читать ранее
Читать далее… ЛЕОН РАЙНЕР «ТЕПЛО ДУШИ»
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Варловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ