Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ЕЛЕНА КУЛИКОВА «КВАРТИРА НА ЧАПЛЫГИНА»… Читать ранее
Читать далее… КИРА ГОЛОВКО «ОБРАЩЕНИЕ К ПОРТРЕТУ»
Нателла Тодрия «Незабываемо»
(глазами родных, близких, коллег)
В 1960 году я начала вести курс истории русского и советского театра в Школе-студии МХАТа. Тогда-то и познакомилась с Виктором Карловичем Монюковым.
Но за несколько лет до этого Комитет по делам искусств (так тогда называлось нынешнее Министерство культуры) поручил мне (в ту пору я уже читала лекции в Училище имени М.С.Щепкина) обследовать научно-исследовательскую работу преподавателей Школы-студии. Дело в том, что для штатных преподавателей существовала так называемая вторая половина нагрузки. Мы обязаны были каждый год писать на любую тему определенное количество листов, которые в буквальном смысле слова шли в шкаф, стоявший в кабинете проректора. Тогда-то, роясь в шкафу, я нашла очень интересную разработку пьесы К.Симонова «Так и будет», сделанную Монюковым для дипломного спектакля.
Но, повторяю, «живьем», как теперь говорят, я узнала В.К.Монюкова в 60-м году. И как-то сразу у нас установились доверительные, товарищеские отношения. Виктор Карлович советовался со мной по поводу репертуара, звал на черновые прогоны отрывков и спектаклей своих курсов. Так, помню, показал нам с Б.А.Львовым-Анохиным первую половину своего замечательного будущего выпускного спектакля «После грехопадения» по пьесе Артура Миллера.
В отличие от некоторых тогда молодых педагогов по мастерству актера, он не только терпимо, но и очень внимательно относился к критическим замечаниям или недоумениям, если они возникали.
Мне было с ним интересно, он придавал большое значение тому, как занимаются его студенты по теоретическим предметам, особенно по истории театра.
Помню, по его просьбе я устроила семинар по «Борису Годунову». У него была своя концепция пушкинской трагедии. Тем не менее,Виктор Карлович уважительно отнесся к тому, что у многих студентов, выступавших на семинаре, понимание трагедии расходилось с его собственным. Если, конечно, оно было мотивировано и серьезно.
Пушкина Монюков (как и я) любил страстно. К людям, которые, как ему казалось, недооценивали поэта, относился чуть ли не как к личным врагам.
Мне нравилось, как он читал стихи. Зная это, он всякий раз предупреждал меня, когда можно было услышать его чтение по радио.
Однажды, после одного такого его выступления по радио я, как обычно, позвонила Виктору Карловичу. Он сказал мне: «Только что, во время передачи, умерла мама, но я не выключил приемник: мне казалось, что маме приятно слушать, как я читаю Пушкина».
Такое забыть нельзя.
ЕЛЕНА КУЛИКОВА «КВАРТИРА НА ЧАПЛЫГИНА»… Читать ранее
Читать далее… КИРА ГОЛОВКО «ОБРАЩЕНИЕ К ПОРТРЕТУ»
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Варловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ