31 октября 2025 го года исполняется 125 лет со дня рождения Николая Ивановича Рыжова (1900 — 1986), советского актера.

Народный артист СССР Николай Иванович Рыжов — представитель знаменитой актерской династии Бороздиных — Музилей — Рыжовых, вся творческая жизнь которых была связана с Малым театром.
Развивая традиции реалистической театральной школы, Н. И. Рыжов создал целую галерею образов в пьесах Островского: Белогубов («Доходное место»), Андрей Брусков («В чужом пиру похмелье»), Вожеватов («Бесприданница»), Барабошев («Правда — хорошо, а счастье лучше») и др. Он с успехом играл также Джозефа Седли («Ярмарка тщеславия» по Теккерею), Болухатова («Огненный .мост» Ромашова), Мо-тылькова («Слава» Гусева), Колосова («Любовь Яровая» Тренева) и многие другие роли.
…Играя в «Недоросле» Митрофанушку, Н. И. Рыжов пользовался книжкой из библиотеки своего деда Н. И. Музиля, с его пометками на полях. Это, так сказать, «зримые черты» преемственности традиций. А трактовка роли была новая, современная: подчеркивалась не глупость увальня, а жестокость крепостника. Но и это — традиция, в ином, менее наглядном, но более глубоком смысле: традиция «второго московского университета», каким был Малый театр для зрителей эпохи Музиля. Прочитать роль свежими и нынешними очами — это и значит поддержать наиболее достойным образом обычай славного прошлого.
А что еще может потребовать от актера принадлежность к прославленной артистической семье? Таланта. И таланта индивидуального. Фамилия обязывает, и за нее не спрячешься. Николай Иванович Рыжов дебютировал в роли Молчалина (это было в 1920 году) не как «наследный принц», а как полноценный партнер Южина — Фамусова, Пр. Садовского — Чацкого, Ермоловой — Хлестовой. И с тех пор играет в Малом театре с мастерством, присущим его семье, но в манере, характерной именно для него, Н. И. Рыжова, тв|М самым исполняя свой фамильный (он же — артистический) долг.
Н. И. Рыжов сказал свое слово в классическом репертуаре, переиграв много ролей в четырнадцати пьесах Островского и отточив некоторые из них до такой совершенной законченности, что только диву даешься. При этом он, как немногие исполнители Островского, одинаково легко чувствует себя и в «купеческих» и в «дворянских» пьесах, так что и Барабошев из «Правды хорошо.. .» и Лыняев из «Волков и овец» живут в нашей памяти столь же естественно и органично, как жили на сцене.
В 1942 году Н. И. Рыжов как-то очень просто и задушевно сыграл Пьера Безухова в инсценировке «Война и мир». Театр работал тогда в Челябинске, и Рыжов выступал на заводах и в госпиталях (однажды ему пришлось играть Бальзаминова всего для одного зрителя — в палате, где лежал тяжело раненный летчик, потерявший уже веру в себя и в жизнь; первую улыбку у этого измученного человека удалось вызвать именно Рыжову, а потом, спустя несколько месяцев, в том же госпитале, к нему подошел уже выздоравливавший летчик, чье возвращение к жизни началось с улыбки, наградившей актера), ездил на фронт с бригадами театра. Образы хороших русских людей — это лучшее, что сделал Рыжов на своем творческом пути, будь то декабрист Пущин или советский моряк Лишев из «За тех, кто в море!». Большая внутренняя человеческая простота и черты удивительного душевного здоровья — это передает Рыжов на сцене, и это же бросается в глаза, когда знакомишься с ним в жизни. Что-то есть в Рыжове от народных мастеров-умельцев: не только скромность и трудолюбие, но и обстоятельность в соединении со сноровкой (он, между прочим, делает своими руками многие предметы реквизита, которые нужны ему по роли).
Блохин в «Порт-Артуре», русский богатырь с такой скромной и мужественной душой, покорил в исполнении Рыжова своим обаянием и человечностью. Иного и нельзя было ожидать от этого актера. Но кто ожидал от него такого Джоза в «Ярмарке тщеславия»? А если ожидали, то разве не оказался тогда неожиданным лорд Лортон из «Веера леди Уиндер-миер»? Классический актер Островского сыграл Оскара Уайльда так, как будто всю жизнь только этим и занимался. . . Индивидуальность Н. И. Рыжова раскрылась с новой стороны, и кто знает, что еще покажет зрителям этот спокойный, уравновешенный, добрый человек, который с первого взгляда кажется старым знакомым?
Из ст.: Е. Маленко. Рыжовы. — «Театр», 1961, № 3.
Лит.: А. Березина. Образы спектаклей. — В кн.: Малый театр. А. Н. Островский. «Правда — хорошо, а счастье лучше». М.—Л., 1949.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ






































