14 января исполняется 120 лет со дня рождения советского композитора Виктора Аркадьевича Белого (1904-1983). К этому дню приурочена эта статья, рассказывающая о творчестве замечательного советского композитора.
В. А. Белый принадлежал к старшему поколению композиторов, на долю которых выпала трудная, но почетная миссия формирования советской музыкальной культуры. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, известный музыкально-общественный деятель, профессор, он внес большой вклад в развитие советского музыкального искусства.
Родился композитор на Украине, в городке Бердичеве, в семье врача; в гимназические годы обучался игре на скрипке и фортепиано. В 1918 году Белый поступил в Харьковский музыкальный институт в класс скрипки, одновременно устроившись на службу делопроизводителем в Военно- хирургический госпиталь. Здесь он сблизился с красноармейцами, слушал их рассказы о гражданской войне, пел с ними революционные песни. Этот эпизод из жизни композитора несомненно оказал влияние на характер его творчества.
В 20-е годы Белый проявляет интерес к сочинению музыки. Продолжая занятия по скрипке, он поступает на композиторское отделение Харьковского института.
Заветной мечтой юноши была Московская консерватория, куда он, как успешно выдержавший вступительные экзамены, был зачислен в 1922 году в класс композиции. Его учителями были Г. Э. Конюс и Е Я. Мясковский.
В 1925 году вместе с А. А. Давид енко и Б. С. Шехтером Белый выступил инициатором создания «Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории» (Проколл).
Еще в студенческие годы определилась главная, ведущая творческая тема Белого — тема высокой гражданственности. Он создал драматический монолог «26» (Памяти бакинских комиссаров), слова Н. Асеева, вокальный цикл «Война» (слова Э. Толлера, Н. Гарнье, В. Газенклевера, М. Светлова), обработки революционных песен. В последующие годы темы революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны, тема борьбы за мир получили в его произведениях правдивое и яркое выражение. Основу творчества Белого составляют песенные и хоровые сочинения (около восьмидесяти) .
Примечательно, что в малом жанре песни, монолога, баллады, хоровой миниатюры композитор воплощает большие мысли и чувства, находит богатые возможности для раскрытия глубокого идейно-образного содержания.
К пятнадцатилетию Октября Белый создает хоровую поэму «Голодный поход» (слова Дж. Паскаля, пер. М. Гершензона) — произведение^ острой социальной направленности. Это одно из первых сочинений хоровой литературы, посвященных жизни угнетенных народов. «Превосходное сочинение, сильное по настроению и крепкое по мыслям», — сказал о нем Н. Я. Мясковский.
Среди песен Белого, посвященных гражданской войне, огромную популярность снискала знаменитая песня «Орленок» (слова Я. Шведова). Она звучала на полях сражающейся Испании, ее пели на первомайской стачке 1937 года рабочие Нью-Йорка. В Великую Отечественную войну орлятами называли молодых бойцов, отличившихся при выполнении боевых заданий.
Немало песен создал Белый в годы Великой Отечественной войны. Среди них — «Песня смелых» (слова А. Суркова), завоевавшая широкую известность на фронте, песни о военных моряках, о бойцах-севастопольцах, хоровые и сольные песни, посвященные самоотверженной борьбе партизан. В прекрасной «Балладе о капитане Гастелло» (слова В. Вин-никова), написанной с плакатной броскостью, Белый воспел подвиг отважного, мужественного советского летчика. В 1952 году за песню «В защиту мира!» (слова И. Френкеля) и хоровую «Балладу об Александре Матросове» (слова Я. Шведова) композитор был удостоен Государственной премии СССР. В последующие годы Белый не раз обращался К революционной теме, получившей наиболее яркое воплощение В «Октябрьской песне» и в вокальном цикле «Светить всегда!» на стихи В. Маяковского.
Помимо песенных и хоровых произведений, Белый писал также музыку к театральным постановкам. Среди них — спектакль «1905 год», музыкальной эмблемой которого служит призывная, мужественная песня «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (слова Н. Минского), спектакли «Салют, Испания!», «Апшеронская ночь», «Сергей Лазо» и другие.
Есть у композитора и произведения для фортепиано, для струнных с фортепиано, музыка для детей, обработки народных песен. Белый активно занимался педагогической работой: с 1935 по 1948 год преподавал композицию в Московской консерватории, с 1949 по 1952 год он был профессором Белорусской консерватории. Среди его учеников -С. А. Кац, С. С. Туликов, А. Кулиев, В. Мухатов.
Большое внимание уделял Виктор Аркадьевич музыкально -общественной деятельности. В годы войны он выполнял обязанности секретаря Оргкомитета композиторов СССР, выезжал в части и соединения Юго-Западного фронта, где выступал перед воинами со своими песнями.
Во второй половине пятидесятых годов Белый становится главным редактором созданного им журнала «Музыкальная жизнь». Руководству журналом он посвятил свыше семнадцати лет.
Белый был членом Правления Союза композиторов СССР, членом редакционной коллегии «Музыкальной энциклопедии» и журнала «Музыкальная жизнь», председателем комиссии по творческому наследию композиторов, погибших в Великую Отечественную войну.
За большие творческие заслуги и музыкально-общественную деятельность Белый был награжден орденами и медалями Советского Союза. Творчество В. А. Белого, видного композитора-патриота и музыкально-общественного деятеля, прочно вошло в историю советской музыкальной культуры.
М. Комиссарская
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ