190 лет со дня рождения французского художника Жана Антуана Гро

26 июня 2025 года исполняется 190 лет со дня смерти французского живописца Жана Антуана Гро (1771-1835). 

 

Кто из тех, что знали при дворе Наполеона Бонапарта живописца барона Гро, красавца, любимца императора, мог представить себе, что этот человек окончит свои дни, утопившись в реке близ Медона?

Жан Антуан Гро — художник предромантической эпохи. Его судьба и его искусство уже несут отсветы романтической легенды, представлявшей жизнь всякого художника необычной и исключительной, наполнявшей искусство бурным драматизмом жизненных страстей. Десятилетним мальчиком Гро был отдан в мастерскую Луи Давида и стал любимым учеником великого классициста. Первый период самостоятельного творчества Гро связан с Италией, где он пробыл с 1793 по 1801 год.

В Италии Гро пишет свое первое, ставшее знаменитым, произведение — поясной портрет «Бонапарт на Аркольском мосту», показанный в Салоне 1801 года в Париже. Ныне портрет находится в музее Версаля, а его авторское повторение — в Эрмитаже. Портрет увековечил тот момент, когда Наполеон после трех дней битвы при Арколе сам возглавил атаку своих войск. Французский историк искусства прошлого века Шарль Блан в 1863 году так описывал эту работу: «Я не знаю, видел ли Гро генерала Бонапарта в момент, когда он бросился на Аркольский мост со знаменем в руках, но он создал эскиз с изображением героя в 27 лет таким, каким он должен был ему представляться — со взглядом блестящим и влажным, с заостренным лицом, со скульптурно тонкими чертами, какие у него были тогда, овеянный ветром, который колышет его волосы и знамя».

Гро стал одним из тех, кто создавал миф о Наполеоне — молодом, храбром, великодушном генерале, затем консуле, затем императоре.

Мифичен сюжет большого полотна Гро «Бонапарт посещает госпиталь зачумленных в Яффе 11 марта 1799 года» (Лувр), впервые выставленного в Салоне 1804 года. Действие картины относится к сирийскому походу наполеоновской армии. В то время как один из приближенных офицеров опасливо зажимает рукой нос, Бонапарт, не боясь заразы, рукой без перчатки касается бубонной язвы одного из больных. Конечно, такого эпизода в действительности не было. Но Гро был официальным живописцем и изображал Наполеона и его действия такими, какими они «должны были представляться». Если его учитель Давид преображал проблемы современности в иносказательные аллегории древней истории, то Гро трансформировал современность таким образом, чтобы она казалась достойным продолжением античной героики. Гро был внимательным наблюдателем окружающей жизни, на Востоке его увлекали экзотические мотивы, в Париже — пышность придворной жизни, волнующая стремительность человеческих судеб и общественных переворотов.

Это интересно:   115 лет советскому художнику Дмитрию Мочальскому
Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту. 1801

Порой Гро не чужд даже натурализма, но отдельные детали всегда у него вплетаются в общую возвышенно-патриотическую по духу композицию. Суховатую жесткость давидовской живописи Гро преодолел благодаря изучению картин Рубенса. Отмечая живую красочность его произведений, современники сравнивали Гро с Тицианом и Веронезе. Делакруа посвятил восторженный очерк эскизу Гро к картине «Сражение при Назарете» (Нант, музей). Жерико скопировал несколько картин Гро и, по свидетельству своего биографа, питал к нему «восхищение, граничащее с фанатизмом». Молодых романтиков в творчестве Гро привлекала не только драматургия цвета, но и новый подход к раскрытию образа героя.

Уже в портрете «Бонапарт на Аркольском мосту» Гро дал образ героя в момент наивысшего напряжения всех его сил, когда от его поступка зависело разрешение критической ситуации боя. Показывая зачумленных в госпитале в Яффе, раненых солдат на полях битвы, Гро всюду стремился создать выразительный образ индивидуального че-
ловеческого переживания.

В портрете полковника Фурнье-Сарловеза (Салон 1812 года, ныне — Лувр, Париж) Гро пишет парадное изображение блистательного военного на фоне батальной сцены. Если сравнить эту картину с созданным одновременно полотном Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», то сразу видна граница, отделяющая Гро от романтиков. Более свободный в изображении второстепенных фигур, показывая главных персонажей, Гро оставался верен изображению условно позирующей модели, повествовательным деталям.

Гро написал и ряд помпезных парадных конных портретов, один из которых можно видеть в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Портрет юного князя Б. Н. Юсупова (1809) предназначался для подмосковной усадьбы «Архангельское». Юноша одет в костюм татарского военачальника, что напоминает о казанских ханах среди его предков. На фоне картины в туманной дымке проступают морские дали как воплощение свободной стихии. Юноша кажется упоенным предстоящими завоеваниями.

Это интересно:   140 лет со дня смерти французского художника Гюстава Доре

Крах наполеоновской империи означал завершение лучшего периода творчества Гро. Как и другие официальные художники, он легко сменил свои политические взгляды: расписывая купол Пантеона в Париже, несколько раз менял и главную фигуру — сначала написал Людовика XVIII, затем, во время 142 «Ста дней», заменил его Наполеоном, а затем опять восстановил Людовика. Он продолжал создавать в период Реставрации и большие многофигурные композиции, как, например, «Отплытие герцогини Ангулемской» (1819, Бордо, музей). Но эта и другие большие картины позднего времени уже ближе стоят к академическому искусству 19 века, нежели к проторомантизму. Лучше удавались ему женские портреты, написанные часто с естественной теплотой и проникновенностью. Среди них портрет мадам Рекамье в старости (галерея Югославской академии, Загреб), которую в пору ее расцвета написал Давид.

Гро все более отставал от современной ему художественной жизни. Выставленную в 1824 году «Резню на Хиосе» Делакруа он назвал «резней живописи». Да и романтики, в прошлом восхищавшиеся Гро, с пренебрежением относились к его последующим работам.

Картина Гро «Геркулес и Диомед» была жестоко высмеяна романтической критикой. Старый художник, чувствуя, что он не может создать ничего равного прежним работам, не может вернуться на гребень былой славы, когда его картины восторженная публика увенчивала лавровыми венками, не может даже сохранить достоинство своего имени, в отчаянии решил покончить с собой.

К. БОГЕМСКАЯ

 

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ