19 января исполняется 125 лет первого представления балета Александра Константиновича Глазунова — Мариуса Ивановича Петипа «Раймонда»
«Раймонда» — один из лучших образцов классического балета. Впервые творение Глазунова — Петипа было показано на сцене Мариинского театра в Петербурге. Партии Раймонды и Жана де Бриена танцевали П. Леньяни и С. Легат.
И сегодня этот балет сохраняется в репертуаре Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Большого театра СССР, идет на сценах многих театров страны и за рубежом — в Болгарии, Чехословакии, Польше.
В партии Раймонды выступали крупнейшие советские балерины Г. Уланова, М. Семенова, Н. Дудинская. М. Плисецкая.
К музыке Глазунова обращались балетмейстеры А. Горский, В. Вайнонен, Л. Лавровский и др. Однако в основе всех редакций балета всегда оставалась первая сценическая композиция, сочиненная Петипа.
…Несмотря на то, что балетмейстер г. Петипа прослужил Терпсихоре полвека, он сохранил поразительную свежесть поэтической фантазии. Его новый балет «Раймонда», представленный 7 января 1898 года в бенефис даровитой балерины Леньяни, подтвердил это снова вполне. Сколько эстетической красоты, оригинальности, разнообразия и художественного вкуса в его новых классических группах и вариациях, которыми он щедро наградил всех выдающихся танцовщиц, сколько жизни, удали, огня в чардаше, мазурке и других характерных танцах. В целом — это грандиозная хореографическая картина, отличающая еще раз сильный талант г. Петипа…
Остается упомянуть о венгерском классическом раз, поражавшем изящным вкусом, с которым поставлены группы, позы и вариации. Между прочим, г. Петипа в первый раз дал общую вариацию для четырех танцовщиков. На других европейских сценах это немыслимо, потому что нигде не найдется четырех первых танцовщиков, да еще таких, как гг. Легат 1-й и 3-й, Кякшт и Горский, имевшие огромный успех.
На долю талантливой бенефициантки в «Раймонде» выпало работы не так много, как в других балетах, но все исполненное ею, как всегда, отличалось законченностью, уверенностью, виртуозностью, блестяще танцевала она пиччикато и вариации в венгерском раз. Балетмейстер основательно изучил силы балерины и без боязни изобретает для нее технические фокусы, эффектные, нередко рискованные. Г-жу Леньяни встретили дружными аплодисментами и поднесли ей целую оранжерею цветов, обогатив петербургских садовников…
Из кн.: Александр Плещеев. Наш балет. С.-Петербург, 1899.
Галина Уланова о балете «Раймонда»
…Верность, преданность рыцаря своей избраннице, ее непоколебимая любовь — вот, в сущности, идея балета Глазунова. Музыка его очень красива. Но музыкальные характеристики Раймонды и Жана де Бриена едва намечены, и это затрудняет создание ярких, рельефных хореографических образов. Значительно более выпукло исполняется обычно роль эмира, что легко объяснить, ибо Глазунов выписал его жестокий и неуемно страстный характер колоритными и сочными красками. Раймонда же оказалась ролью, как мы говорим, «голубой»— безмерно мягкой, нежной, доброй, не ведающей больших страстей, сильных переживаний и решительных действий. Все события в балете совершаются как бы вокруг нее.
В первой картине Раймонда — именинница. К ней приходят подруги — знатные девушки, приходят и крестьяне с поздравлениями, возникает шумное веселье, и первый танец Раймонды — живое отражение этого веселья. Она весела и беспечна, как Аврора в первом акте «Спящей красавицы», и танцевальные движения Раймонды во многом «совпадают» с хореографическим рисунком роли принцессы в балете Чайковского.
Вариации Раймонды технически предельно трудны и очень разнообразны по характеру движений. Так, в сцене сна, когда Раймонда видит возлюбленного рыцаря, вся она будто окутана дымкой мечты: ее адажио построено на «протяженных», «кантиленных» движениях; эта вариация необычайно плавна, лишена порывистости, энергии.
В последнем акте, напротив, вариация Раймонды светла, полна счастья и требует иных выразительных средств: под прелестную музыку солирующей челесты был поставлен та
нец, построенный на мелких па де бурре; почти весь он исполнялся на пуантах, движениям рук был придан едва уловимый элемент характерности. Но здесь эта характерность уже не русская, как в «Коньке-горбунке», а венгерская, ибо Раймонда — венгерская девушка. Это подчеркивалось и некоторыми особенностями костюма (шапочка, опушка на плечах), хотя он и представлял собою обыкновенную классическую пачку.
Таковы были особенности решения образа Раймонды. Если говорить о «Раймонде» — балете, то мне кажется, что он еще ждет своего подлинного решения, что его великолепная, нарядная и блестящая музыка дает большой простор фантазии балетмейстера, изобретательности художника, искусству исполнителей. Над «Раймондой» еще можно и, по-видимому, следует работать, искать новые решения либретто (оно должно быть острее, ярче, рельефнее в обрисовке характеров, сложнее в их драматическом развитии; музыка позволяет это сделать), а также и новое решение танца. ..
Галина Уланова. Выразительные средства балета. «Советская музыка», 1955, № 4.
В. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л. — М., 1963.
Александр Плещеев. Наш балет. С.-Петербург, 1899.
Театральный календарь на 1973 год. Л., 1972.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ