21 июня исполняется 100 лет со дня рождения советского режиссера Евгения Рубеновича Симонова (1925 — 1994)
Народный артист РСФСР Евгений Рубенович Симонов — ученик и последователь своего отца, выдающегося советского режиссера Рубена Николаевича Симонова.
Творчество Е. Р. Симонова связано в основном с Театром им. Вахтангова. Работая здесь с 1958 года в качестве режиссера, а в 1968 году возглавив замечательную труппу, он поставил на Вахтанговской сцене свои лучшие спектакли: «Филумена Марту рано» Де Филиппо, «Город на заре» и «Иркутская история» А. Арбузова, «Западня» (по роману Золя «Жервеза»), «А н-тоний и Клеопатра» Шекспира и др.
Из интервью с Е. Р. Симоновым
Известно, что ваш театр — ярко выраженный театр актера, но так же очевидно и то, что режиссер здесь не «умирает» в последнем. Какой вам представляется роль режиссера в Вахтанговском театре?
— Эта роль огромна.
В вахтанговском реализме первостепенное значение придается фантазии и актерской импровизации. «Форму надо нафантазировать!» —
говорил Вахтангов.
Мы возродили «Турандот», эту школу фантазии, импровизации на заданную тему, гениально найденную Вахтанговым сценическую конструкцию для выявления природы актера. Через «Турандот» прошли все ведущие актеры театра. Скоро через нее пройдет совсем юное поколение вахтанговцев.
Как я это понимаю — «нафантазировать форму»? Замечательная постановка «Фронта» P. Н. Симоновым в 1942 году была выполнена «в сукнах». Отсутствие занавеса, зеленый стол заседания, знакомая всем обстановка строгих военных совещаний мгновенно настраивала зрителей, усиливала узнавание, ассоциативное восприятие, создавала образ всего спектакля. Форма была нафантазирована из жизни. Или бесконечная дорога в «Иркутской истории»… Мы ехали с Любимовым в Братск из Иркутска, и бесконечная даль сибирского тракта вдруг слилась с последней фразой пьесы: «Я стою на дороге и думаю…» На сцене выросла резко условная форма, нафантазированная из обстоятельств жизни.
Желание по-новому прочитать спектакль, некогда принесший славу театру, присуще вахтанговской режиссуре. Попытки прямого восстановления не удавались нам. Вахтанговское в режиссуре — это значит слушать время, его движение, чутко улавливать его ритмы.

Известно, что четкость мизансцен, графичность внешней формы, наполненность сценического времени, ясно слышимый ритм спектакля — все эти компоненты режиссерского искусства демонстративно присутствуют в лучших наших спектаклях, не говоря уж об общем замысле. Но Вахтангов полагал, что все это должно быть не результатом выявления индивидуальной художественной мысли и воли режиссера, а итогом такого его взаимодействия с актером, когда последний чувствует себя легко, раскованно и имеет большое пространство для импровизаций.
Здесь, мне кажется, и проходит водораздел между так называемым «режиссерским театром» и Театром Вахтангова. Актер никогда не должен использоваться, если можно так сказать, плоскостно, но всегда объемно.
Интенсивность, с которой обнаруживается актерская индивидуальность в режиссуре,— вот вахтанговский принцип! Поэтому никто не может утверждать, что в удачных наших спектаклях, даже если актер играет, как порой говорят критики, «концертно»,—приглушен режиссер. В том и секрет вахтанговского синтеза, что чем ярче играет актер, тем ярче виден режиссер!
Есть такое выражение: художник мыслит цветом. Режиссер должен мыслить актером.
Плодотворность, радость этого вахтанговского подхода в том, что никто никого не ограничивает — ни режиссер актера, ни актер режиссера. Возникает гармония, счастливое сотворчество. Режиссер перевоплощается в конкретного актера, а не навязывает тому свое «как бы я сыграл».
Так, по-вахтанговски, актер выдвигается на первый план режиссером, истинным посредником между ним и драматургом. В истории нашего театра никогда не было режиссерской диктатуры. А. Попов, Н. Охлопков, А. Дикий, Р. Симонов, Б. Захава, А. Ремизова — все они сочиняли свои спектакли, но вахтанговский актер оставался их свободным соавтором…
«Театр», 1971, № 10.
Лит.: Ear. Симонов. Верност» традициям. — «Театральная жизнь», 1971, № 21;
И. Соловьева. Пора дерзаний. Заметки о молодых режиссерах. — «Театр», 1955, № 10;
Л. Кафанова. По-вахтанговски. — «Театральная жизнь», 1961, № 18.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ