140 лет со дня рождения французского актера и режиссера Гастона Бати

26 мая исполняется 140 лет со дня рождения (1885) Гастона Бати, французского режиссера, актера, театрального художника, театроведа (умер в 1952 году).

 

Как и другие его собратья—основатели театрального объединения «Картель четырех» Жуве, Дюллен, Питоев, — Г. Бати стремился к созданию спектаклей высокохудожественных, противостоящих буржуазной пошлости. Об этом виртуозе сценической выразительности критика писала, что театр у него «становится внушением, колдовством, галлюцинацией».

В 1920-е гг. Бати работал в разных театральных труппах; с 193Ö по 1947 г. руководил театром «Монпарнас-Бати». Здесь были поставлены «Т рехгрошовая опера» Брехта (1930— 1931), «Преступление и наказание» по Достоевскому (1933), «Мадам Бовари» (1936— 1937), «Федра» (1939—1940). «Макбет» (1942—1943).

В конце жизни Бати увлекся искусством марионеток; в кукольных спектаклях он пытался воскресить поэзию французскою народною театра.

0 спектакле «Мадам Бовари» по Флоберу

Спектакль решительно брал Эмму под защиту, показывая ее внутреннюю драму, о которой она, быть может, и сама ясно не подозревала: «драму маленькой буржуазии, — писал Бати в предисловии, — через душу которой прошла великая романтическая мечта, и развратившая, и облагородившая ее. Неспособная жить мечтой, она умирает».

В каждой картине — Эмма, ее порывы, ее тоска.

Почти весь спектакль сопровождала музыка — Эмма аккомпанировала, Леон пел в гостиной у Омэ; хор детских голосов доносился из церкви; в сцене прощания с уезжающим в Париж Леоном издали долетали звуки шарманки: это был вальс. .. После отъезда Леона Эмма плакала — ведь есть же где-то залы, где женщины танцуют в объятиях влюбленных. Она протягивала губы для поцелуя незримому возлюбленному: «Ты, которого я не знаю, любимый мой!..»

Чтобы не прерывать потока жизни и проследить в мельчайших деталях, как Эмма своей неслышной «походкой птицы шла к нелепой и экзальтированной мечте, которая вела ее к смерти», Бати иногда прибегал к параллельному действию: высвечивалась поочередно комната Родольфа и спальня Эммы. С небрежным сожалением (Эмма была красивой любовницей!) Родольф писал ей прощальное письмо, а она в это время, счастливая, смеющаяся, собирала вещи, готовясь уехать с возлюбленным. Радостное возбуждение Эммы сменялось цинизмом Родольфа, и это колебание эмоциональных весов создавало чисто флоберовский драматический эффект — «холодная объективность» помогала ощутить мучительную боль, овладевающую героиней.

Это интересно:   115 лет со дня рождения узбекского советского актера и режиссера Раззака Хамраева

Скорбная музыка Доницетти начинала последнее действие, предвещая тяжелые, болезненно жгучие удары, нарастающую скорость падения, смерть. Эмма слушала «Лючию ди Ламмермур» в ложе Руанского театра, куда Шарль привез ее, чтобы развлечь после тяжелой болезни. Изобразительное мастерство Бати в этой сцене «Мадам Бовари» достигло своего предела. Знаменитая декорация ложи — потертый, выцветший бархат стульев, барьера, а в отдаленной перспективе, под углом, часть сцены и портала — поразила зрителей и критиков не только изобретательностью, но и парадоксальным сочетанием поэзии и дешевки, фантазии и обветшалости. На этом фоне Маргерит Жамуа в легком белом платье, ее неулыбающееся бледное лицо, изящная головка, чуть склоненная набок, создавали ощущение догорающей юности, усталости, сломанного цветка. ..

Из кн.: Финкельштейн Е. Картель четырех. Л., 1974.

 

Лит.: Марков П. В театрах разных стран. М., 1967;

Гительмен Л. Русская классика на французской сцене. Л., 1978.

Театральный календарь на 1985 год. М., 1984.



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ