В 2025-м году отмечается 425 лет со дня рождения французского художника Клода Лоррена (1600-1682).
«В Дрездене, в галерее есть картина Клода Лоррена, по каталогу — «Асис и Галатея»; я же называл ее всегда «Золотым веком», сам не знаю почему… Уголок греческого Архипелага, причем и время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые, ласковые волны, острова и скалы, цветущее прибрежье, солнце — словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество. Здесь был земной рай человечества; боги сходили с небес и роднились с людьми… Солнце обливало их теплом и светом, радуясь на своих прекрасных детей… Чудный сон, высокое заблуждение человечества! Золотой век — мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю жизнь свою и все свои силы», — так проникновенно писал Ф. М. Достоевский об одном из пейзажей Клода Лоррена, с поразительной тонкостью раскрыв его философскую сущность. Ибо у Лоррена главное не в сюжете — мифологическом или фантастическом — и даже не в передаче состояния природы (хотя он первый из французских художников стал изображать, как в зависимости от освещения она меняет свой вид, свои краски). Суть его искусства — в глубине и насыщенности философского содержания, в том упоительном ощущении бессмертия природы, которое позволяет говорить о гармоническом слиянии идеала и действительности.
В самом деле, картины Лоррена с голубыми дальними планами, просвечивающими сквозь золотую дымку, со стройными силуэтами деревьев, со сложной игрой ясности и недоговоренности, прихотливости и упорядоченности — кажутся образами мечты, идеальной картиной мира — такой, какой она явилась воображению художника.
И в то же время эти «идеальные ландшафты» удивительно достоверны. Они скомпонованы из кусков реальной природы, для которых всегда можно найти конкретный прототип. Лоррен сделал великое множество зарисовок с натуры, которые постоянно использовал в своих картинах. Мы можем узнать равнины Римской Кампаньи, гавани Неаполитанского залива, излучины Тибра, остатки древних стен, руины храмов, которые причудливо соединены в единое поэтическое целое.
Пейзажи Лоррена обращены в прошлое, к «золотому веку человечества», и итальянская земля с ее великими историческими воспоминаниями оказалась для этого благодатным материалом. Есть какая-то торжественность в той щедрости природы, в обилии света и тепла, которые струятся с картин Лоррена. Мощные купы деревьев оттеняют луга, покрытые бархатистой зеленью, сочная листва блестит и трепещет на солнце, воздух как бы сгущается у нас на глазах, физически передавая ощущение мягкого тепла. Лоррен не любит драматических состояний природы — грозы, бури. Природа у него всегда величественно-спокойна. Даже если на переднем плане развертывается битва («Битва на мосту») или драматическая, полная движения сценка («Похищение Европы»), пейзаж продолжает сохранять свой идиллический, слегка меланхолический характер. Кстати сказать, Лоррен не придавал большого значения фигурам в своих картинах и обычно поручал исполнять их другим художникам.

Источник поэзии творчества Лоррена лежит в лирическом ощущении «вечной красы» природы и в органическом чувстве истории — умении уловить ее дыхание как бы разлитое в воздухе Италии.
Все творчество Лоррена было связано с Италией, но он продолжал оставаться французским художником. Его очарованность Италией — это очарованность восхищенного чужестранца — более того, северянина. Не секрет, что самые проникновенные и напряженные изображения итальянской природы принадлежат не итальянским художникам, а иностранцам — достаточно вспомнить А. Иванова или Сильвестра Щедрина. Эту закономерность подтверждает и творчество Лоррена.
Клод Желле родился во Франции, в Лотарингии. Имя, под которым он прославился — Лоррен, в сущности прозвище, означающее «уроженец Лотарингии». Девятнадцати лет он очутился в Неаполе, где поступил в помощники и ученики к известному тогда мастеру декоративной живописи. После кратковре менного пребывания на родине, в Нанси, художник в 1626 году вернулся в Италию и остался там навсегда.
Слава его была велика. Картины этого «Рафаэля пейзажа», как называли его современники, — считались украшением любой коллекции, их оспаривали друг у друга князья и меценаты. Полотна Лоррена даже пытались подделывать. Во избежание распространения фальшивок художник сделал рисунки со своих лучших картин — эти рисунки составили целый том, который получил название «Книга истины».
Картины Лоррена хранятся во многих музеях мира. В Эрмитаже его пейзажам отведен целый зал. Среди них особенно знаменит цикл «Четыре времени суток», не уступающий по совершенству исполнения таким прославленным полотнам, как «Асис и Галатея» (Дрезден) или «Отплытие св. Урсулы» (Лондон). Одна из картин этого цикла — «Утро».
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ