150 лет со дня смерти французского живописца Жан-Франсуа Милле (1814—1875).
Когда на выставке 1857 года появилась картина Милле «Сборщицы колосьев», среди разноречивых отзывов прессы неожиданно прозвучал и такой: «Позади этих трех сборщиц на мрачном горизонте вырисовываются пики народных восстаний».

Критик этот не так уж неправ, хотя сам Милле, разумеется, подобной задачи себе не ставил. Но в картине, несомненно, есть ощущение грозной сдержанной силы которая может освободиться в любой момент. Оно вытекает не из сюжета, а из всего образного строя картины.
Милле изображает момент окончания жатвы. Вдали, в золотистой дымке, заканчиваются последние работы — крестьяне нагружают возы, сгребают солому. На переднем плане движутся три склоненные фигуры — женщины, подбирающие колосья на уже сжатом и убранном поле. Нищета их очевидна — ведь собирать «ничьи» колосья разрешалось лишь самым беднейшим жителям деревни. Женщины одеты в убогую одежду, в неуклюжие деревянные башмаки; у них тяжелые натруженные руки и обветренные лица. Перед нами правдивая сцена из крестьянской жизни.
Но для Милле крестьянский труд был не просто сюжетом для жанровых картинок. «Это хлеб в поте лица, — говорил о крестьянском труде художник, — это крик земли, я знаю это по себе… Разве это веселая игривая работа, в чем некоторые хотят нас уверить?»
Труд осознается Милле как форма бытия, равная по значению самой природе. Его персонажи органично, почти физически связаны с землей, их деятельность подобна творящим силам природы. В картинах Милле пейзаж и фигуры полны одинакового величия и неистощимой жизненной силы. Значение «Сборщиц колосьев» перерастает рамки жанровой, пусть и очень убедительной, картины. Художник дает монументальное решение, раскрывая пластическую красоту и живописное богатство сцены. Мягкое золотистое освещение подчеркивает скульптурную обобщенность фигур. расцвечивает их скромную одежду тончайшей игрой цветовых оттенков. Милле не употребляет цветных рефлексов, он пользуется локальными тонами, чтобы подчеркнуть пластическую цельность формы; но в изысканном сопоставлении золотистых, голубых и бледно-розовых тонов, оживленных пятнами более интенсивного цвета, заключена удивительная колористическая гармония.
Три нищенки преображаются у Милле в образ совершенной красоты, почти античного величия— не утрачивая при этом своей человеческой и социальной конкретности.
Крестьянский быт был хорошо знаком Милле. Сын нормандского крестьянина, он до восемнадцати лет работал в поле. Однако, когда обнаружились его способности к рисованию, семья дала ему возможность учиться. Средства, конечно, были ограничены, но их все же хватило, чтобы в 1837 году отправить юношу в Париж, где он поступил в мастерскую известного мастера исторической живописи Делароша. Годы пребывания в Париже были полны для Милле злоключений и неприятностей. Официально не признанный, внутренне неудовлетворенный, оторванный от родной почвы, художник долго не мог найти себя. Перелом наступил в 1849, когда Милле переселился в окрестности Парижа, в деревню Барбизон. Здесь художник нашел привычный деревенский уклад жизни, оказавшийся для него необходимым условием для сосредоточенной творческой работы. В Барбизоне Милле провел всю свою жизнь.
Лучшие произведения Милле — «Сеятель», «Человек с мотыгой», «Анжелюс», «Отправление на работу»— созданы после 1850 года в скромной мастерской, перестроенной из сарая.
Его картины пронизаны поэзией труда, торжественной простотой, величественной гармонией, проявляющейся в самых непритязательных жестах и поступках его персонажей. Он тщательно избегал анекдота, бытового прозаизма, в его картинах не происходит никаких драматических событий. Он предпочитает изображать одну-две фигуры среди сурового пейзажа, выдвигая их на первый план — как своего рода памятник чистоте души, человеческому достоинству и бесконечному терпению людей, для которых труд стал привычкой всей жизни.
С этими людьми художник ощущал свое глубокое внутреннее родство — в этом заключен источник человечности и поэзии его творчества.
Литература: А. Н. Замятина. Милле. М., «Искусство», 1959.
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ