24 октября 2025 года исполняется 150 лет со дня рождения (1875) Константина Федоровича Юона, русского и советского живописца, театрального художника (умер в 1958 году).
Начав работать в театре с 1907 года, К. Ф. Юон принес сюда свою увлеченность темами, связанными с русской народной жизнью, знание национального бытового уклада и любовь к родной природе.
Наиболее близкой художнику оказалась драматургия А. И. Островского, с которой связаны лучшие его работы на сцене Малого театра: «Сердце не камень» (1923), «Бешеные деньги» (1933), «Без вины виноватые» (1940), «Волки и овцы» (1944). Плодотворным было сотрудничество К. Ф. Юона с М ХАТ ом, где художник создал оформление к спектаклям «Ревизор» (1921)и «Егор Булычов и другие» (1934).
Народный художник СССР К. Ф. Юон работал также в музыкальных театрах, в Театре им. Евг. Вахтангова («Горя бояться — счастья не видать» С. Маршака, «Фома Г ордеев» по М. Горькому).

Из статьи К. Ф. Юона «Как я оформлял „Егора Булычова“ Горького»
Мотивы решения МХАТ I поручить мне оформление знаменитой пьесы М. Горького «Егор Булычов и другие» заключались в том художественном опыте, который мною был приобретен при работах в русской провинции, и в частности в приволжских городах. Изучение живого людского материала и архитектурного своеобразия жилищ и всего колорита Углича или Костромы, Ярославля или Нижнего Новгорода были делом почти целой жизни. Особенно много острого художественного материала пришлось черпать в многообразной, сложной и живописной жизни Нижнего Новгорода. . .
Особенность работы в I МХАТе заключалась в целом ряде последовательных ее этапов: сначала в разработке многих вариантов декораций к отдельным актам с их последующей испытательной стадией со стороны режиссуры, относительно удобства их «мизансцен» и т. п.
Позднейшая часть работы заключалась в отыскании красок и колорита картин в соответствии с общим истолкованием пьесы. .. После такой предварительной и очень длительной подготовительной (в контакте с режиссурой) работы фиксировались уже окончательный итоговый и законченный образ каждого участника пьесы и картины каждого акта. В части создания типажа для отдельных ролей, а также их костюмов и гримов, пришлось считаться с индивидуальными возможностями для каждого актера порознь, с их личными творческими подходами, толкованием исполняемой роли и воплощаемого лица…
Форма спектакля была сознательно лишена какой-либо стилизации или обезличивающего упрощенства как наиболее отвечающая содержанию и духу текста. Полноценная характеристика всего существенного, полнокровные образы, убеждающая правда — вот руководившие работой принципы…
Отдельные картины актов рисуют булычовский дом, старинный особняк, приспособленный к семейным нуждам; зеленая столовая с охотничьим углом — местом отдыха Булычова с его специфическим мирком; в столовой обилие дверей, слуховых оконцев, балюстрада лестницы и площадка к антресолям.
Во втором акте нелепая по плану малиновая гостиная с искусственной пальмой — символом мещанского благополучия. Домочадцы булы-човского дома превратили ее в отдельный кабинет провинциального трактира. Ряд окон третьего акта является действенным элементом в его композиции. Через них врывается в булычовский дом революционная улица, пляшущий свет от факельного шествия демонстраций озаряет стены дома и контрастирует своей мощью с унылой обстановкой умирающего дома…
Из кн.: К. Ф. Юон об искусстве, т. 2. M., 1959.
Лит.: Н. Третьяков. Константин Федорович Юон.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ






































