140 лет со дня рождения русского скульптора Бориса Королева

9-го января исполнилось 140 лет со дня рождения русского и советского скульптора монументалиста Бориса Даниловича Королева (1885-1963). К этой дате публикуем очерк о творчестве скульптора. 

Творческая жизнь скульптора Бориса Даниловича Королева началась еще до революции, но расцвет его искусства принадлежит уже советскому времени. Весь свой активный темперамент художника и общественного деятеля он отдает на службу новому строю. Выбрав в искусстве сложный путь поисков новых форм, наиболее ярко выражающих революционное содержание времени, он убежденно и осознанно пришел к реализму. Через всю жизнь пронес художник понимание искусства как высокого творческого долга, требующего отдачи всех сил.

Интерес к искусству проявился у него довольно поздно. Будущий скульптор поступил на естественный факультет Московского университета. В юности его увлекала наука, потом революционная деятельность. Во время Декабрьского восстания 1905 года в Москве Королев принимал участие в баррикадных боях; вынужденный скрываться, уехал на некоторое время за границу. По возвращении в Москву он, отказавшись от университета, начал заниматься в художественных студиях, а в 1910 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у скульптора С. М. Волнухина. Однако творческие принципы Волнухина, представителя позднего передвижничества в скульптуре, не увлекли Королева. Подлинными его учителями стали великие мастера прошлого — Донателло, Микеланджело и более близкие — Роден, Майоль. Уже в самых ранних работах Королева («Скорбь», «Коленопреклоненная» —1908) очевидно стремление к использованию выразительных возможностей пластики, ее специфических средств.

В 1910-е годы Королева занимают проблемы скульптурного портрета (маска Бетховена, «Портрет Ф. А. С», решенные в манере импрессионизма). Но уже во второй половине десятых годов живописной трактовке форм, запечатлевающих непосредственное переживание натуры, он противопоставляет обобщенные скульптурные объемы, где господствуют конструкция, логика построения (статуэтки обнаженных).

На первые послереволюционные годы приходится кульминация кубистического периода в творчестве Королева. Это время его бурной творческой и общественной активности. Он принимает участие в проектировании первых монументов революции по ленинскому плану монументальной пропаганды (памятник Михаилу Бакунину, проекты монумента «Освобожденный труд», памятника Марксу). Кубизм недолго главенствовал в искусстве Королева. После 1922 года его творчество совершенно органично пошло по пути, начатому им перед революцией. Образы вновь обрели эмоциональность, выразительность реальных жизненных характеров. Однако предшествующий опыт научил его мыслить более конструктивно, строить статуи согласно закону равновесия масс, конструировать скульптуру как здание, как архитектуру, выявляя главные членения, несомые и несущие части. Не прибегая к внешней описательности, не увлекаясь случайностями преходящих психологических состояний, скульптор выявлял характер через основные черты физического облика модели.

Это интересно:   165 лет со дня смерти русского скульптора Александра Теребенева

К середине двадцатых годов творчество Королева прочно стоит на почве реализма. Художник не изменяет этим принципам на протяжении всего дальнейшего пути.

Борис Королев — А.И. Желябов

Результаты завоевания новых пластических принципов сказываются прежде всего в монументальных работах — памятник «Борцам революции» в Саратове (1925), памятники В. И. Ленину 1929 года в Переславле-Залесском, в Родниках (Ивановская обл.), в Миллерове (Донбасс), в Луганске, в Ташкенте (1936), памятник Н. Э. Бауману в Москве (1931), проект памятника Андрею Желябову для Ленинграда (1933). Для монументов Королева характерны соединение обобщенности в трактовке форм, рассчитанных на восприятие в условиях городской площади или улицы, с убедительной жизненностью образов, естественностью движений. Им присущи простота и строгость композиционных решений, органическая слитность пьедестала и фигуры, рождающаяся из безошибочного пластического чутья мастера.

Образ революционера — одна из ведущих тем в творчестве Королева как в памятниках, так и в жанре монументального портрета. Цельность и полнота образных характеристик деятелей революции в изображении Ленина, Лаврова, Желябова, Бакунина, Баумана выводит их за грань индивидуального портрета, превращая в типические образы времени, эпохи.

Большое место в творчестве Королева занимала работа над обнаженной моделью, этим извечным объектом скульптуры,— женские торсы, полуфигуры с отсеченными руками, маленькие статуэтки натурщиц, выполненные в мраморе, бронзе, чаще всего в дереве («Женская полуфигура», 1925; «Женский торс», 1927; «Женская полуфигура», 1935). В натурных работах особенно ярко проявился пластический дар Королева. Здесь получили практическое выражение его мысли о специфике скульптурной формы, о том, что «подлинный пластик не описывает мышцы по поверхности, а чувствует их внутреннее строение», умеет передать в скульптуре вес тела, массу, а не только видимую глазом поверхность его.

Портреты с натуры составляют еще одну область творчества Королева. Он изображает людей своего окружения, которых хорошо знает, имеет возможность наблюдать их не только на сеансах позирования. Чаще всего это артисты, художники, ученые (портреты Н. Никольского, 1925; И. Хвойника, 1929; М. Полумордвинова, 1929; Д. Моора, 1943, и др.). Королев выбирает людей с отчетливо выраженными чертами интеллекта, воли, целеустремленности. Значительность, незаурядность личности, сила характера, свойственная образам революционеров, привлекает художника и в его современниках. Королев создает тип портрета-синтеза, портрета-обобщения, умея отобрать и подчеркнуть в модели главное, характерное и поступиться второстепенным, несущественным.

Это интересно:   640 лет со дня смерти скульптора Жана Льежского

Особое место в творчестве Королева занимают образы писателей — Л. Толстого, Пушкина, Горького, Лермонтова, Р. Роллана. Работая над ними, скульптор использовал многие исторические материалы, внимательно изучал их, но в определенный момент умел отбросить все знания и свободно следовал тому внутреннему образу, который сложился в его сознании в результате изучения. Вследствие этого его исторические портреты и статуи не засушены, не перегружены аксессуарами, выполнены с таким точным и верным чувством характера портретируемого, эпохи, как если бы перед художником позировал живой человек. Таковы статуя и бюст Л. Толстого (1928), статуя и портрет Пушкина (1937), портрет Лермонтова (1944).

В поздний период творчества Королев работает почти исключительно в жанре портрета, сосредоточивая все внимание на передаче образа конкретного человека, со всеми особенностями его манер, движений, темперамента, меньше стремясь к типизации. Однако всю жизнь у него не ослабевал интерес к решению больших комплексных задач, к проблеме синтеза архитектуры и скульптуры. В последние годы жизни это стремление, к сожалению, не находило реализации.

Произведения Королева выдержали испытание временем. Они нисколько не устарели и принадлежат истории советского искусства как прекрасные образцы пластики, как пример глубокого проникновения в образ, ответственного отношения к вопросам мастерства, как образцы для творческой практики современных художников.

Л. БУБНОВА

 

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ