8 января исполняется 100 лет со дня смерти американского живописца и графика Джорджа Беллоуза (1882-1925).
В начале XX века в Филадельфии Роберт Генри, тонкий и умный художник и прекрасный педагог, собрал вокруг себя небольшую группу молодых газетных рисовальщиков. Этой группе, получившей название «Восьмерки» или «Школы мусорного ящика», суждено было сыграть большую роль в истории американского искусства. Отсутствие профессиональной академической выучки, большой опыт репортерской работы, привычка быть в самой гуще жизни — все это наложило на их творчество своеобразный отпечаток. У них выработалась особая цепкость взгляда, та острота восприятия, которая позволяет мгновенно выхватывать из потока повседневных впечатлений все самое характерное.
Их живопись беспощадно правдива. Они спускались на самое дно жизни большого города, изображая задворки и трущобы, мрачные и жалкие дома, заселенные бедняками, сомнительные притоны, бары, убогие развлечения бедноты.
Социально-критические мотивы совершенно органично вошли в искусство художников «Восьмерки». Откровенным реалистическим показом действительности они раскрывали изнанку буржуазного образа жизни, свидетельствовали о его неблагополучии. Уже первая выставка «Восьмерки», которая состоялась в 1908 году в Нью-Йорке (куда вся группа перебралась в 1906 году), вызвала дружную ненависть реакционной критики — вот тогда-то и появилось название «Школа мусорного ящика», «революционная черная банда» и т. п. Им не могли простить смелости, с которой они говорили горькую правду.
Джордж Беллоуз был девятым в «Восьмерке». Младший по возрасту, он присоединился к ним уже в Нью-Йорке и сразу занял в группе ведущее место. Необычайно талантливый, нервный, наделенный великолепным живописным даром и острой трезвостью взгляда, Беллоуз сумел объединить в своем творчестве две основные тенденции труппы — сочувствие к «маленькому человеку» и обличительную критическую остроту.
Его живопись, блестящая и одновременно резкая, отличается напряженностью, драматизмом и обостренным ощущением жизни. Обнаженно, неприкрашенно, почти гротескно показывает Беллоуз «каменные джунгли» Нью-Йорка. Особенно знамениты картины Беллоуза, посвященные боксу («Ставьте у Шарки!»). И в яростных движениях самих боксеров, и в искаженных азартом лицах зрителей с предельной выразительностью проступает звериная сущность людей, развращенных буржуазным образом жизни. Скупыми средствами
Беллоуз добивается редкой точности характеристик, убедительности жеста и, главное, передачи общей накаленной страстями атмосферы. Нервные длинные мазки ложатся на холст, как удары бича, резкие, дисгармоничные сопоставления тонов создают ощущение тревоги, чередование угловатых форм подчинено странному, импульсивному, как бы задыхающемуся ритму. И в то же время картины Беллоуза красивы. В них есть неповторимая поэзия жизни, ощущение радости бытия, которое тем сильнее, чем страшнее окружающая действительность. Прямо глядя ей в лицо, не пропуская ни одного ее уродства, художник тем не менее не утрачивает веры в человека.
Искусство Беллоуза — это искусство глубоко личное, выстраданное, жаждущее справедливости и гармонии. Его короткая жизнь была яркой вспышкой, озарившей дальнейшее развитие американского искусства.
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ