240 лет со дня рождения польского художника Антони Бродовского

26-го декабря исполняется 240 лет со дня рождения польского художника Антони Бродовскому (1784-1832). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника. 

Автопортрет, 1813

Антони Бродовский — лучший польский портретист первой трети XIX века. Сам он, как и полагалось художнику эпохи неоклассицизма, главным в своем творчестве считал большие многофигурные картины на мифологические и исторические сюжеты. Холодные и умозрительные, они мало трогают современного зрителя, зато в выразительных портретах художника перед нами предстают образы людей важного в истории Польши периода.

Бродовский получил прекрасное художественное образование, самое лучшее по тем временам. Сначала юноша учился в Варшаве, затем, в 1805 году, в качестве домашнего учителя детей богатого и образованного человека он попал в Париж, где ему открылась возможность посещать живописную мастерскую одного из учеников прославленного Жака-Луи Давида.

Парис в Фригийской шапке, 1812

Вернувшись в 1807 году в Польшу, Бродовский поступает на чиновничью службу (но его талант обращает на себя внимание просвещенных кругов польского общества). Принятый в 1809 году в элитарное «Общество друзей наук», он вскоре получил от государства стипендию на 6 лет для завершения художественного образования во Франции. Приехав в Париж, Бродовский уже твердо знал, что ему нужно: он начинает посещать мастерскую самого Давида, усваивая классицистические принципы «из первых рук», а затем становится учеником известного французского портретиста Франсуа Жерара.

Портрет Людовика Осинского в масонской одежде

В Варшаву Бродовский возвращается накануне 1815 года, и дальнейшая зрелая деятельность живописца хронологически почти совпадает с существованием Королевства Польского (1815—1830) — государства, образованного после наполеоновских войн. Оно пользовалось определенной самостоятельностью, и это способствовало оживлению научной и художественной жизни, особенно ощутимой в столице Королевства— Варшаве. Именно тогда возникают первые публичные художественные собрания, учреждаются специальные художественные учебные заведения и организуются периодические выставки произведений искусства. Польская национальная культура переживает эпоху расцвета, вызывая к жизни деятельность отечественных мастеров. На судьбе Бродовского это сказывается особенно очевидно. После возвращения он вначале получил лишь скромное предложение стать учителем рисования. Но в 1819 году к Бродовскому приходит справедливое признание — его картине на библейский сюжет «Гнев Саула на Давида» (Национальный музей в Варшаве), показанной на первой варшавской художественной выставке, присуждается золотая медаль. Вскоре он получает назначение на должность профессора живописи факультета изящных искусств Варшавского университета и становится самым авторитетным польским педагогом 1820-х годов. По свидетельству современников, именно Бродовскому польское искусство обязано становлением профессиональной педагогической системы. Высокие требования к уровню технической подготовки сочетались у него с чистотой моральных принципов. «Требовательные музы,— писал он,— с презрением отбрасывают жертвы тех, которые обращаются к ним не из любви, а в надежде на доходы».

Это интересно:   165 лет со дня рождения русского скульптора Сергея Волнухина
Эдип и Антигона, 1828

Славу у современников Бродовский, как уже было сказано, заслужил своими историческими и мифологическими композициями, мастерски написанными по всем правилам классицистического искусства. Славу у потомков ему завоевали прекрасные портреты, свидетельствующие о реалистических тенденциях в его искусстве. Реализм портретов Бродовского выигрышно отличает их от льстивых и помпезных парадных произведений художников придворных кругов.

Юлиан Немцевич

Портреты Бродовского демонстрируют его виртуозное владение рисунком и светотенью, концентрирующей внимание зрителя на лице модели. Композиция портретов, как правило, уравновешена и спокойна. Характерна их тщательная и тонкая живописная фактура, «музейный» золотистый колорит. Отношение художника к позирующему человеку, кем бы он ни был, было непредвзятым («Портрет Людвика Осиньского в масонском костюме», ок. 1820; «Портрет варшавского архиепископа Щепана Холовчица», 1828). В сдержанности и невозмутимости, исходящих от портретов Бродовского, ощущаются черты эпохи классицизма с ее культом разума и бесстрастия. Одним из немногих исключений стал шедевр Бродовского «Портрет брата художника» (1815, Национальный музей в Варшаве). Глубокое эмоциональное отношение к модели продиктовало необычную для Бродовского проникновенность и взволнованность образа — облик юноши приобрел черты, роднящие его с романтическими героями Жерико, Делакруа, Кипренского.

Кровавое подавление польского восстания и утрата государственной независимости в 1830—1832 годах не могли не сказаться на страстном патриоте Бродовском; он умирает в расцвете творческих сил в возрасте 48 лет.

Р. ЗНАМЕРОВСКИЙ

 

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ