10 ноября 2024 года исполняется 265 лет со дня рождения (1759) Фридриха Шиллера, немецкого поэта, драматурга (умер в 1805 году).
Театральная слава Шиллера уступает, пожалуй, лишь славе Шекспира. В историю мировой культуры он вошел как один из титанов поэзии и драматургии. Великим умом Германии назвал его Ф. Энгельс, имея в виду не только поэтический дар Шиллера, но и революционный пафос его творений. Шиллеровские драмы и трагедии— «Разбойники», «Мария Стюарт», «Заговор Фиеско в Генуе», «Дон Карлос», «Коварство и любовь», трилогия «Валленштейн» и другие — отразили сложную духовную жизнь Германии конца XVIII — начала XIX в.
Неподвластный времени, театр Шиллера остается политически актуальным, переживая звездные часы своей истории в периоды общественных потрясений. С именем Шиллера связаны и первые шаги нового советского театра: Большой драматический театр в Петрограде открылся спектаклями «Разбойники» и «Дон Карлос» (1919).
Соотечественники о Фридрихе Шиллере
Иоганн Вольфганг фон Гете о Фридрихе Шиллере
Пред ним событья, полные отваги,
Текли, смывая след добра и зла,
Владык земли бушующие стяги,
Их в мире отшумевшие дела;
И в низости, и в высочайшем благе
Им сущность их испытана была.
Вот месяц канул, горы посветлели.
И солнцем выси радости зардели.
Его ланиты зацвели румяно
Той юностью, конца которой нет,
Тем мужеством, что поздно или рано,
Но победит тупой, враждебный свет,
Той верой, что дерзает неустанно
Идти вперед, терпеть удары бед,
Чтоб, действуя, добро росло свободно,
Чтоб день пришел тому, что благородно.
Но он любил и сей помост дощатый,
Он, опытный, изведавший сердца:
Здесь он рисует Рок замысловатый,
Земную ось вертящий без конца.
Возвысил он, фантазией богатый,
Достоинство искусства и певца,
Направив цвет высокого стремленья,
Жизнь самое — на жизни отраженье.
(Перевод С. Соловьева)
Из стихотворения И.-В. Гете «Эпилог к Шиллерову «Колоколу».— В кн.: Гете И.-В. Стихотворения. М., 1979.
Томас Манн о Фридрихе Шиллере
Нет, перед нами не вечный юноша, томимый тоской по необычайному, не мечтатель, а зрелый муж, закаленный познанием истории, приученный театром к практическому учету воздействия,— театром, чьи требования, по собственному признанию Шиллера, долгое время превышали его сценическое мастерство. Работая над ^Разбойниками», он уверяет, что «не притязает говорить с театральных подмостков» и хочет, чтобы гениальное порождение истинно театрального темперамента называлось не драмой, а «драматическим романом». «Дон Карлоса» он наименовал «драматической поэмой» и со всей решительностью утверждал, что это произведение чисто литературное, предназначенное только для чтения, что оно никогда не приживется на сцене, уже по одному тому, что оно слишком длинно. Но длинноты еще не скука, а немецкий театр, как мы видим, не хочет и не может обойтись без этой «предназначенной для чтения» драмы, где есть такие отличные роли и такие чудесные, исполненные пафоса стихи, как не может обойтись без «Орлеанской девы», о которой герцог Карл Август сказал по прочтении, что вряд ли ее можно сыграть на сцене, с чем Шиллер тотчас же и согласился: «Нет, нет, «Орлеанская дева», конечно, не для сцены». Но именно, она стала одним из величайших театральных триумфов, и ее постановка на Лейпцигской сцене, во время которой в зале присутствовал сорокалетний автор, вероятно, знаменовала наивысший момент всей его жизни.
Проходя сквозь рукоплещущую толпу, дожидавшуюся его выхода из театра, он, вероятно, думал о том, как неизменно повторяется одно и то же, как безошибочно действует его страстная увлеченность предметом, какая таинственная сила кроется в его драматическом даре — сила, которой не столько владеет он, сколько она владеет им.
Из ст.: Манн Т. Слово о Шиллере.— Иностранная литература, 1955, № 4.
Лит.: Шиллер Ф. Собр. соч. В 7-ми т. М., 1955— 1957;
Гете И.-В. Об искусстве. М., 1975;
Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962;
Иванов В. Люди и идеи в драмах Шиллера.— Театр, 1980, № 2.
Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ