5-го ноября исполняется 35 лет со дня смерти американского пианиста еврейского происхождения, выходца из России, Владимира Горовица (1903-1989). К этой дате публикуем очерк о творчестве музыканта.
Владимир Горовиц — один из самых выдающихся пианистов современности. Его уникальное исполнительское искусство волнует музыкальный мир уже более полувека — с первого появления юного артиста в 1922 году на концертных эстрадах Москвы и Петрограда вплоть до редких выступлений прославленного ветерана пианизма в США и Англии за последние годы.
Артистическому облику Горовица свойственны всеобъемлющая, не знающая преград виртуозность, тонкая и многокрасочная звуковая палитра при огромной амплитуде звучания (от сверхпианиссимо до очень мощного форте), большой стихийный темперамент, властная динамичность, но также романтическая взволнованность, поэтическая одухотворенность, значительность и оригинальность интерпретаторских концепций. Весьма характерно, что в обширном и разнообразном репертуаре пианиста (от Баха и Скарлатти до современных авторов) основой являются композиторы-романтики: Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Чайковский, Рахманинов и Скрябин.
Правда, в начале 20-х годов за ошеломляющей виртуозностью молодого артиста не сразу удалось распознать его яркую творческую индивидуальность, сложившуюся в зрелые годы, по меткому определению музыковеда С. Павчинского, как своеобразное сочетание огромного технического потенциала и непосредственного темперамента с утонченным интеллектом. Это перекликается с характеристикой, которую Иосиф Гофман в свое время дал пианистическому облику Ференца Листа. Не без основания с великим венгерским пианистом сравнивали Горовица и Артур Рубинштейн, и Яков Зак, и некоторые музыкальные критики — у нас и за рубежом. Именно Горовицу присущи многие черты виртуоза эпохи романтизма, прославившие когда-то молодого Листа. Кстати говоря, в те времена Лист (по словам Р. Шумана), а в нашем веке Горовиц (по утверждениям современных критиков) среди других пианистов не знали себе равных по степени воздействия на публику, по энтузиазму, вызываемому ими в концертных залах. С традициями ушедшей эпохи сближают артиста и собственные обработки ряда произведений его репертуара (Двенадцатая и Девятнадцатая рапсодии Листа, «Пляска смерти» Сен-Санса — Листа, «Картинки с выставки» Мусоргского и другие).
Тем не менее при всех связях с прошлым искусство Горовица вполне современно, и этим в значительной мере объясняются его огромный авторитет, его большая притягательная сила для музыкантов и любителей всех поколений, в том числе и для современной пианистической молодежи. Что и как играет Горовиц, — излюбленная тема в их среде.
В процессе эволюции на своем марафонском творческом пути артист не остался в стороне от новых веяний «века грамзаписи» и даже от некоторых антиромантических тенденций современного пианизма. Хотя техника ’’позднего” Горовица осталась на прежней высоте, виртуозность в его последних интерпретациях нередко отходит на второй план, а стихийно-эмоциональное начало все более подчиняется философско-интеллектуальному.
Владимир Самойлович Горовиц родился в 1904 году в Бердичеве, музыкальное образование получил в Киеве. Интенсивность и продолжительность ежедневных занятий юного пианиста были столь велики, что летом 1916 года жители соседних домов подали на него жалобу киевскому генерал-губернатору…
Влияние русской музыкальной культуры на формирование будущего артиста весьма значительно: уже в детские годы он обстоятельно знал многие произведения Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова. Его дядя, пианист Александр Иоакимович Горовиц, был учеником А. Н. Скрябина. С произведениями Скрябина (в том числе с Девятой и Десятой сонатами) в 1915 году Володя Горовиц познакомился на двух его авторских концертах в Киеве. В свою очередь, Скрябин по просьбе дяди прослушал талантливого мальчика и дал несколько советов по его музыкальному воспитанию. На заключительном этапе занятий в Киевской консерватории, блистательно законченной в 1921 году, руководителем Горовица был выдающийся пианист и педагог, известный композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель Феликс Блуменфельд. Хорошо знал Горовиц замечательных советских пианистов — Генриха Нейгауза (с ним его связывали дружеские отношения) и Владимира Софроницкого («Особенно восхищает меня благородство и утонченность его игры. Лучшего Скрябина я еще не слышал…» -говорил о нем Горовиц).
В 1922 — 1925 годах артист с огромным успехом дал ряд концертов по городам Советского Союза. Помимо сольных программ, играл в ансамблях со скрипачом Натаном Мильштейном, с певицей Зоей Лодий и на двух роялях с Генрихом Нейгаузом. В своих воспоминаниях П. П. Коган характеризует Горовица как музыканта, влюбленного в свое искусство до самозабвения: «… Рояль для него был тем же, чем для араба лошадь, — его сокровище, его друг, его бог».
С осени 1925 года исполнительская деятельность Горовица продолжается за рубежом. После триумфальных выступлений в Гамбурге, Берлине и Париже его имя приобретает мировую известность. Большую роль в формировании художественного мировоззрения музыканта сыграли творческое общение и дружба с Артуро Тосканини. Дочь Тосканини Ванда стала женой Горовица. С января 1928 года постоянным местом жительства артиста стал Нью -Йорк. На его дебюте в Карнеги-холл с Первым концертом Чайковского присутствовали Иосиф Гофман и Сергей Рахманинов. Впоследствии Рахманинов и Горовиц стали друзьями.
В послевоенные годы в США Горовиц был первым исполнителем новых фортепианных произведений советских композиторов — Шестой и Седьмой сонат С. Прокофьева, Второй и Третьей сонат и Двадцати четырех прелюдий Д. Кабалевского. В ансамблях с ним выступали Яша Хейфец и Григорий Пятигорский (Трио Мендельсона и Чайковского, виолончельные сонаты Бетховена и Брамса), а не так давно и Фишер Ди-скау (вокальный цикл ’’Любовь поэта” Шумана).
Едва ли не весь сольный репертуар пианиста зафиксирован в многочисленных грамзаписях. Из его интерпретаций последнего времени большой резонанс вызвали Экспромты Шуберта, «Крейслериана» Шумана, «Мефисто-вальс» Листа, Пятая соната Скрябина и постоянный спутник исполнительской жизни артиста — Третий концерт Рахманинова. К столетию со дня рождения Скрябина (в 1972 году) и Рахманинова (в 1973 году) Горовицем были даны концерты и выпущены грампластинки, посвященные творчеству этих великих русских композиторов.
Среди его немногочисленных учеников — известные пианисты Байрон Джайнис, Бернардо Турини и Марта Аргерих.
Ю. Оленев
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ