24 октября исполняется 110 лет со дня рождения латвийского дирижера, скрипача, музыкального педагога, народного артиста СССР Арвида Кришевича Янсонса (1914-1984). К этой дате публикуем очерк о деятеле советской и латвийской культуры.
Имя советского дирижера, народного артиста СССР А. К. Янсонса знают во многих странах и городах. Рига, Москва, Ленинград, Горький, Львов и Братск. Владивосток, Ташкент и Ереван. Варшава, Прага, Берлин, Милан, Рим, Париж. Осло и Хельсинки, Токио и Лондон… Поистине только талантливый человек может приобрести столь большую известность.
Арвид Янсонс родился в прибалтийском городе-порте Лиепая. Там же он получил начальное музыкальное образование, занимаясь игрой на скрипке. В родном городе состоялся и его дебют. Произошло это в 1940 году при неожиданных обстоятельствах — молодому скрипачу, игравшему в оркестре Лиепайской оперы, пришлось заменить заболевшего дирижера. Счастливый случай не был, однако, началом пути: Арвид Янсонс стал дирижером Рижского театра оперы и балета лишь после освобождения столицы Латвии в 1944 году и окончания консерватории по классу скрипки. Первым спектаклем сезона и Янсонса был балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». За ним последовали другие его балеты, оперы Верди, Пуччини. Именно классическая музыка будет преобладать в симфонических концертах Янсонса.
1946 год — год первого признания таланта Арвида Янсонса: на Всесоюзном смотре дирижеров в Ленинграде он получил вторую премию. Судьба подарила надежду на дальнейший успех. Для того чтобы достичь этого, предстояло много и упорно работать. Снова начались трудовые будни и восхождение к дирижерскому мастерству.
Янсонс делал это не в одиночку. В его распоряжении были крупные исполнительские коллективы. Он способствовал созданию симфонического оркестра в Риге (1947), рука об руку работал с Е. А. Мравинским в качестве ассистента (1952) и второго дирижера оркестра Ленинградской филармонии (1953), выступал с Государственным академическим хором Латвийской ССР, творческий контакт с которым начался в 1961 году и продолжался несколько десятилетий; с Государственным симфоническим оркестром СССР, с оркестром Ленинградской филармонии, с другими известными и прославленными коллективами — нашими и зарубежными во время гастролей. Янсонс выступал на музыкальных фестивалях в Финляндии, «Пражская весна», на открытии Дней музыки в Берлине и т.д.
Все разнообразнее и шире становился концертный репертуар дирижера. В нем сотни произведений, десятки авторов. Среди них — Бах, Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Вебер, Шуберт, Григ, Дворжак, Брамс, Берлиоз, Равель, Онеггер, Р. Штраус, Чайковский. Янсонс исполняет много сочинений (в том числе нередко новых) советских композиторов — Кабалевского, Свиридова, Баснера, Петрова, Салманова, Арапова, Слонимского, Щедрина; музыку латышских композиторов — Я. Иванова, Я. Витола, Я. Медыня, И. Калныня и других. За балет А. Скулте «Сакта свободы» дирижеру была присуждена Государственная премия (1951).
В памяти слушателей запечатлелось немало исполнительских интерпретаций Янсонса, в частности Седьмая симфония А. Дворжака. Немало написано и хвалебных отзывов о его концертах. Сам дирижер особенно любит Реквием Моцарта и, по собственному признанию, всегда дирижирует им «с неизменным удовольствием».
Есть у артиста и любимые концертные залы. Например, Дзинтарский и Домский. Он считает, что «Домский зал — это настоящий храм, в котором слушатель имеет возможность. приобщиться к творчеству лучших мастеров органной музыки, ораториального жанра».
Янсонс обладает развитым чувством формы совершенно разных произведений и стиля совсем непохожих композиторов. Он беспощадно требователен к себе и умеет увлечь исполнителей своим замыслом. «Во всех произведениях я стремлюсь определить идею, вложенную автором. Когда дирижер знает, чувствует идею сочинения, он найдет путь к решению поставленной художественной задачи», — говорит Янсонс. «Найти путь к решению художественной задачи», «найти настоящий характер звучания», как скажет он в другой раз, «раскрыть единство содержания и формы музыкальных образов» и есть то самое важное, что характеризует дирижера.
Сорок лет посвятил Янсонс неустанной дирижерской деятельности, служению музыке. Но не только музыке, ибо он уверен, что «люди живут на земле для того, чтобы сделать жизнь лучше. И мы должны помогать им в этом… Мы знаем: искусство обладает огромной духовной силой, оно способно пробуждать и поддерживать в человеке самые благородные чувства, формировать и гармонично развивать личность».
Т. Голланд
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ