В 2024-м году исполняется 200 лет со дня рождения русского живописца, представителя романтического академизма Алексея Филипповича Чернышёва (1824-1863). В связи с этим публикуем очерк о творчестве художника.
Пятидесятые годы прошлого века в русском искусстве характерны усилением интереса к жанровой живописи. Произведения жанристов этого периода менее масштабны, чем остросоциальные картины Федотова. Они мыслят более частно, но в их картинах есть и своя привлекательность. Среди мастеров жанровой живописи этого времени заметное место принадлежит Алексею Филипповичу Чернышеву.
Чернышев не понаслышке знал быт и жизнь .простого народа. Его отец был солдатом. Семнадцатилетним юношей он стал заниматься у А. Венецианова, с сочувствием отнесшегося к его первым, еще неумелым попыткам. В 1843 году ему удалось поступить в Академию художеств. Здесь он был определен в мастерскую пейзажиста, автора прекрасно написанных панорамных видов, М. Н. Воробьева. В 1851 году Чернышев заканчивает Академию и первые же его самостоятельные произведения с интересом встречаются публикой. В картинах Чернышева не ощущается влияние непосредственных учителей. Его можно усмотреть разве что в точности руки, в умении тщательно выписывать малейшие детали. Ему, скорее, близок Федотов. В картине «Отец благословляет дочь на брак в присутствии родных» (1851) связь с федотовской школой очевидна. Чернышев изображает сцену в интерьере. Все действие мы видим через открытую во вторую комнату дверь. Художник с удовольствием выписывает всякого рода аксессуары, детали обстановки, показывает уютность дома. Но, сравнивая эту картину и картину «Отъезд из деревни», где также ощущается связь с композициями федотовских картин, видишь, что связь эта во многом чисто формальная, внешняя. Чернышев не иронизирует и не осуждает, он любуется и умиляется виденным.
Чернышев был художником наблюдательным. У него зоркий и все внимательно подмечающий глаз. Сюжеты его работ достаточно разнообразны. Это чрезвычайно характерные сценки быта тех лет, сейчас уже любопытные и как историческое свидетельство, по-своему обаятельные и даже поэтичные («Уличные музыканты», начало 1850-х годов, «Рынок в Петербурге», 1851, «Переправа на пароме», 1852).
Вот, к примеру, его небольшая картина «Шарманщик» (1852). Художник тщательно обрисовывает облик каждого человека из толпы, хотя мы и отмечаем, что в расстановке фигур есть некоторая театральная аффектация. Не менее тщательно рисует он пейзаж. Его работа состоит как бы из интересных мелочей. Главное в ней развитие сюжета, распутывание фабулы, не сразу прочитываемой. Это соединение живых, острых наблюдений с сочинением занятного сюжета привело к тому, что изображенная сценка воспринимается интерьерно, несмотря на то, что перед нами обычное уличное происшествие.
В 1853 году Чернышев на семь лет оставляет родину. В качестве пенсионера Общества поощрения художеств его командируют в Италию и в Париж. Но заграничная поездка оказалась мало плодотворной для художника. По существу его ранние жанровые картины остались самым интересным в его творчестве.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ