140 лет со дня рождения русского композитора Бориса Асафьева

29 июля исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского композитора, музыковеда, музыкального критика, педагога и общественного деятеля Бориса Владимировича Асафьева (1884 — 1949). К этой дате публикуем очерк о творчестве композитора. 

Б. В. Асафьев (под псевдонимом Игорь Глебов) вошел в историю советской музыкальной культуры прежде всего как талантливейший исследователь и публицист, автор многочисленных литературных трудов, создатель учения об интонационной специфике музыкального искусства. Очень интенсивной была его деятельность композитора, педагога, консультанта музыкальных театров и других музыкальных учреждений. Яркие публицистические статьи Асафьева, направленные всегда на борьбу с рутиной, серостью в искусстве, сыграли большую роль в становлении и развитии музыкального исполнительства и просвещения. Интонационное понимание музыкального мышления (музыка, по Асафьеву, — «искусство интонируемого смысла») нашло во всех видах его деятельности свое выражение в постоянной опоре на живое слышание самой музыки и на глубоко историческое осмысление всего пути развития музыкального искусства и его социального значения. Продолжая традиции русских прогрессивных критиков XIX и начала XX века (В. В. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова и др.), Асафьев освещает в своих работах важнейшие исторические, теоретические и эстетические проблемы музыки в органическом единстве их друг с другом. Творчески переосмысляются им в процессе разработки музыкальной теории и лучшие достижения зарубежного музыкознания прошлого и современности. Исключительно же широкая эрудиция Асафьева в других областях искусства (литература, живопись, театр) и всегда пытливая заинтересованность в процессе научного знания в целом обусловили большую перспективность его суждений и включение в работы интересных параллелей в развитии музыки и других смежных областей художественного творчества.

Жизненный и творческий путь Асафьева очень насыщен и сложен. Он родился в Петербурге, в семье мелкого чиновника. С детства познал трудности жизни, материальную необеспеченность. Начав общее образование в Шестой гимназии в Петербурге, мальчик в 1896 году был отдан в гимназию в Кронштадте, где жил на казенный счет в пансионате. С раннего детства проявлял он большую любовь к чтению, музыке, очень чутко воспринимал природу. Первые его впечатления связаны с музыкальной жизнью Петербурга, домашним музицированием, концертами симфонического оркестра в Павловске (здесь он подолгу жил у бабушки). Большая музыкальная одаренность Асафьева не раз обращала на себя внимание окружающих. В годы кронштадтской жизни он быстро научился играть на флейте, участвовал в гимназическом оркестре, достаточно хорошо играл на фортепиано.

Это интересно:   295 лет со дня рождения итальянского композитора Никколо Пиччини

Благотворным для формирования Асафьева оказалось его общение с некоторыми представителями кронштадтской интеллигенции, в том числе с семьей известного русского ученого -изобретателя А. С. Попова. В 1903 году Борис Владимирович поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Большой след оставили прослушанные здесь лекции выдающихся историков того времени: С.Ф. Платонова, А. Н. Введенского, Г. В. Форстена, А. С. Лаппо-Данилевского, Ф. Ф. Соколова. В 1904 году произошла встреча с Н. А. Римским-Корсаковым, определившая путь Асафьева как музыканта. По совету Римского-Корсакова он в том же году поступил в Петербургскую консерваторию, где занимается у Римского-Корсакова (по инструментовке) и у А. К. Лядова (по композиции). Среди товарищей в консерватории — С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский, дружба с которыми сохранилась на многие годы. Огромное значение в жизни Асафьева имело его знакомство и творческое общение с В. В. Стасовым и выдающимися людьми из его окружения, среди которых были Максим Горький, И. Е. Репин, Ф. И. Шаляпин. С глубокой благодарностью всегда вспоминал Асафьев и свое общение с Н. Д. Кашкиным.

В 1910 году, по окончании университета Асафьев стал концертмейстером балета в Мариинском театре. Здесь он встречается с рядом выдающихся дирижеров и артистов. Кроме основной работы ему приходилось заниматься в театре и композицией в связи с постановкой балетных спектаклей. С 1914 года начинается систематическая деятельность Асафьева-критика в московском журнале «Музыка», а в 1916 году его статьи появляются в журнале «Музыкальный современник».

Широкие возможности для деятельности ученого открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. Асафьев печатается в многочисленных журналах и газетах («Жизнь искусства», «Красная газета», «Еженедельник петроградских государственных академических театров», «К новым берегам», «Музыка и революция», «Современная музыка», позже — «Советская музыка» и др.) . В 20-е годы его статьи публикуются и за рубежом. Выступления Асафьева в печати разнообразны по своей тематике, здесь и насущные задачи интенсивно развивающейся советской музыкальной культуры, и вопросы современной зарубежной музыки. С 1920 года Асафьев возглавляет Разряд истории Российского Института истории искусств (в Петрограде), в течение ряда лет направляя его деятельность по новаторскому пути.

В 1925 году Асафьев становится профессором Ленинградской консерватории, одним из основателей музыковедческого отделения и его руководителем. Из работ этого времени особенно выделяются «Симфонические этюды» (1922) и тесно связанные с ними «Письма о русской опере и балете», раскрывшие художественное богатство и национальное своеобразие русской оперы и балета. Тогда же были созданы монография «Петр Ильич Чайковский. Его жизнь и творчество», «Инструментальное творчество Чайковского». В конце десятилетия Асафьев выступает с полемическими статьями о Мусоргском, завершает работу над фундаментальными трудами: «Русская музыка от начала XIX века» и «Музыкальная форма как процесс». Последнее исследование наиболее полно суммировало сложившиеся к этому времени взгляды Асафьева на интонационную природу музыки. По проблематике с ним связана и «Книга о Стравинском» (1929).

Это интересно:   190 лет со дня премьеры симфонии Гектора Берлиоза "Гарольд в Италии"

В 1930-е годы в деятельности Асафьева центральное место заняла композиция (впервые его сочинения относятся еще к юным годам). В 1923 году появляется балет «Пламя Парижа», в котором широко используется музыка эпохи Французской революции конца XVIII века. Вслед за ним был создан балет «Бахчисарайский фонтан» на сюжет Пушкина (1934) и многие другие сочинения различных жанров (балеты, оперы, симфонии, камерные инструментальные ансамбли, романсы .

В 40-е годы наступает новый расцвет научно-исследовательской деятельности Асафьева. И если на ранних ее этапах он нередко еще привлекал к обоснованию своей музыкальной теории работы философов и эстетиков идеалистов (наибольшее воздействие оказали А. Бергсон, Э. Кассирер, Т. Липпе, Ф. Гегель), то многие исследования 40-х годов явно свидетельствуют о большом воздействии на мышление Асафьева ленинской теории отражения. В них по-новому освещены многие явления русской и зарубежной классики, особенно творчество Глинки, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Бетховена, Грига. Асафьев глубоко вскрывает интонационные корни их музыки, обусловленность содержания их творчества историческими условиями эпохи, художественный метод, стиль, связь с народным творчеством. Много принципиально нового внес ученый и в освещение русской музыки XVIII столетия. Наряду с большими исследованиями, монографиями и отдельными статьями он создает несколько циклов : «Через прошлое к будущему», «Портреты советских композиторов», «Музыка моей Родины», соединив в их содержании глубину поставленных проблем с большой поэтичностью изложения. Многие из работ 40-х годов написаны ученым в тяжелейших условиях ленинградской блокады, в том числе вторая книга о музыкальной форме (получившая дополнительное название «Интонация»). В ней очень сконцентрированно получили освещение на новом уровне своего развития проблемы интонации.

В дни блокады написаны монография «Глинка», исследование «Евгений Онегин» — лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и драматургия» и ряд других работ. Удивительная по творческой напряженности, жизнь Асафьева блокадных дней раскрывает его облик как подлинного патриота и гражданина своей Родины. В 1943 году Асафьев переехал в Москву. Здесь он возглавил Научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории, Сектор музыки в Институте истории искусств, создал новые исследования и музыкальные сочинения.

Это интересно:   К 90-летию со дня первой постановки балета Бориса Асафьева "Бахчисарайский фонтан"

В 1943 году за многочисленные заслуги в области советской музыкальной культуры Асафьеву была присуждена Государственная премия, а в 1948 — вторая Государственная премия за монографию «Глинка». В наши дни научные традиции Асафьева продолжают свое развитие. С ними глубоко связан прогресс всех областей современного музыкознания.

Е. Орлова

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ