К 140 летию со дня рождения венгерского скульптора Жигмонда Кишфалуди-Штробля

1-го июля исполняется 140 лет со дня рождения венгерского скульптора Жигмонда Кишфалуди-Штробль (1884-1975). К этой дате публикуем очерк к 140-летию выдающегося венгерского скульптора. 

Прославленный венгерский скульптор Жигмонд Кишфалуди-Штробль прожил долгую творческую жизнь. Будучи необычайно восприимчивым к различным проявлениям художественных течений, Штробль отразил в своем творчестве перекрещивающиеся воздействия, казалось бы, несовместимых в скульптуре направлений. Однако лучшие работы мастера отличаются большой самостоятельностью и оригинальностью. Понять и до конца почувствовать это можно, лишь ощутив огромный творческий потенциал скульптора, осознанную им самим целенаправленность своих творений. В наибольшей мере эти качества проявились в портрете и монументальных памятниках, снискавших скульптору заслуженное признание.

Кишфалуди-Штробль родился в семье учителя в маленьком венгерском селе Алшорайке. Стремление стать художником привело его в Высшую школу прикладного искусства в Будапеште, где он учился резьбе по дереву, затем в Венскую Академию художеств. После окончания ее молодой скульптор продолжал обучение в Академии Жюлиана в Париже. Работая в Париже, Риме, позднее в Лондоне, скульптор вскоре приобрел европейскую известность. В 1921 —1923 годах Штробль создал серию «Купальщиц» (отдельные работы этой серии носят названия «Купающаяся Венера», «Рождение Венеры» и т. д.), в которой ясно отражается классицистическая направленность скульптора наряду с определенно проступающими чертами венского модерна начала XX столетия.

Монумент Освобождения

Вместе с тем чистота силуэтов, утонченная фактурная обработка мрамора, естественное изящество скульптур покоряют зрителя. Изысканность пропорций сочетается здесь с необычайной жизненностью и конкретностью трактовки образа. Несложный пластический мотив — девушка выжимает волосы, выходя из воды,— чарует своей чистотой и гармонией. Статуи отличаются крепкой скульптурной формой и анатомической точностью построения фигур в сложном контрапосте. Обращаясь к бронзе (несколько фигур серии выполнено в этом материале), Штробль прекрасно передает гладкую матовочерную поверхность, которая в то же время далека от холодной заглаженности: в фигурах нет ничего приблизительного, случайного, ненайденного. Серия в целом обладает определенной мерой декоративности и метафорической условности. Точный и певучий абрис фигур, законченный выразительный силуэт привели к тому, что часть статуй, определивших этот цикл, были удачно использованы в оформлении фонтанов как садово-парковая скульптура. Как некоторые более ранние работы — «Задумавшаяся девушка» (1915), «Ящерица» (1920), так и произведения, созданные после цикла «Купальщиц» — большая бронзовая группа для фонтана «Маленький упрямец» (1926) и «Утро» (1927), посвящены воспеванию красоты и гармонии человеческого тела.

Это интересно:   140 лет со дня рождения советского скульптора Василия Ватагина

В творчестве Штробля, однако, существовала и другая направленность. Встречи с выдающимися явлениями — будь то яркая самобытная личность или же важное историческое событие — будили могучее дарование скульптора. Особый раздел в его творчестве связан с революционным подъемом в Европе после империалистической войны. В 1919 году в дни победы Венгерской социалистической революции скульптор создал своего «Солдата с астрой». Образ шагающего солдата с цветком, приколотым к фуражке, покоряет непосредственной силой, выражающей торжество победы.

Старый гусар, 1932

Тогда же, в революционные дни, Штробль приступил к работе над «Стрелком из лука», произведению, в котором, как впоследствии отмечал сам скульптор, он стремился отразить мужество и решимость борцов за свободу. Идея силы и могущества восставшего народа здесь выражена в возвышенном, обобщенно-аллегорическом образе. Монументальная статуя «Стрелок из лука», достигающая высоты 2,5 метра, навеяна знаменитым «Гераклом, стреляющим из лука» Бурделя, но приподнятое ощущение победы диктует Штроблю более статичное и уравновешенное решение… Сверхчеловеческому усилию и безудержной экспрессии движения Геракла противопоставлено гармоническое единство массы и энергии.

Шандор Петефи

В трудные для родины годы, последовавшие после падения Венгерской Советской республики, Штробль обращается к портрету. Вынужденный создавать одноплановые произведения садово-декоративной и надгробной скульптуры, Штробль только в портрете мог в полной мере передать свои мысли и чувства. В 1924 году он создает одно из лучших произведений— портрет своего старшего современника, живописца Бела Ивани-Грюнвальда. Продолжатель традиций Мункачи, признанный певец жизни венгерского крестьянина, Б. Ивани-Грюнвальд изображен скульптором с чувством восхищения и симпатии. К несомненным достижениям относится и выполненный в 1926 году портрет выдающегося поэта Венгрии Шандора Петефи. В образе, созданном скульптором, подчеркнуты целеустремленность и самоотверженность кристально чистого человека, великого борца за справедливость. Одухотворяя каждую черту — строго испытующий взгляд, запавшие щеки и заострившиеся скулы, непреклонную суровую складку у рта, нежный и хрупкий овал лица,— скульптор вылепил многогранный и вместе с тем необычайно цельный образ мученика за правду, за высокие человеческие идеалы.
В начале 30-х годов Кишфалуди-Штробль уезжает в Англию, выполняя там большое количество заказных портретов. Однако один из этих портретов стоит особняком. Это светлый, полный духовной красоты образ Бернарда Шоу (1934).

Это интересно:   590 лет немецкому художнику и граверу Михаэлю Вольгемуту
Шандор Петефи, 1926

В послевоенные годы в Народной Венгрии широко и полно раскрылся талант Штробля-монументалиста. Подчеркивая свое обращение к монументу-памятнику, скульптор говорил: «Я всегда хотел говорить с помощью искусства со многими людьми». Памятник Освобождения, установленный на горе Геллерт в Будапеште (1947), отличается значительностью и пластической мощью, богатством чувств и идей. Он представляет собой сложную многофигурную композицию. Однако точно продуманное последовательное нарастание ритма основных объемов и драпировок, от фигуры воина со знаменем у подножия памятника до центральной статуи, возносящей пальмовую ветвь, рождает целостный образ величия победы над фашизмом.

В эти же годы скульптор создает памятник славному руководителю венгерской революции 1848 года Лайошу Кошуту.

Три последующих десятилетия жизни и труда в Народной Венгрии скульптор посвящает конкретным жизненным темам. Он выполняет ряд композиций: «Работа все же началась!» (1946), «Прокатчик» (1952), «Косец» (1954) — на производственную тему, а также ряд замечательных портретов.

За выдающиеся творческие достижения Жигмонд Кишфалуди-Штробль был дважды удостоен премии Кошута, ему присвоено почетное звание — народный художник Венгерской Народной Республики. В 1958 году Штробль избирается почетным членом Академии художеств СССР. До последних дней он работал в своей мастерской, куда приходили и ведущие деятели Венгерской республики, и ученые, и будапештские школьники. Умер скульптор 14 августа 1975 года.

Н. РЫБАКОВА

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ