90 лет со дня смерти венгерского художника Дюлы Дерковича

18 июня исполняется 90 лет со дня смерти венгерского художника-графика Дюлы (Дьюлы) Дерковича (1894-1934). К этой дате публикуем очерк о творчестве венгерского художника. 

Дюла Деркович родился в небольшом венгерском городе Сомбатхейе. Сын столяра, он с детства был обучен ремеслу и продолжил дело отца. В первую мировую войну Деркович попал на фронт. После тяжелого ранения — левая рука на всю жизнь осталась парализованной, а простреленное легкое дало серьезную форму туберкулеза — он как инвалид войны был отправлен на родину. С этого момента для Дюлы Дерковича начинается жизнь, полная творческих исканий. Он поселяется в Будапеште и с 1917 года посещает свободную художественную школу, давшую ему основы профессионального мастерства. Вскоре начинающий художник сам находит себе учителей, заложивших основы идейной направленности его искусства. В первую очередь это Карой Керншток, художник-революционер, объединивший вокруг себя лучшие художественные силы страны. В школе Кернштока Деркович обнаружил стихийную тягу к изображению острых моментов жизни простых людей, отображению их труда, тягот и невзгод.

Период революционной победы 1919 года был кратковременным. За сто тридцать три дня существования Венгерская Советская республика привлекла на сторону борющегося пролетариата самых одаренных художников страны, отдавших свои силы этой борьбе. Дюла Деркович горячо и бурно приветствовал свою революцию. Весной и летом 1919 года он вдохновенно работает в общественных художественных мастерских в поселке Нергешуйфалу.

Лошадь у ручья, 1921

Трагическое падение Советской республики в Венгрии привело к усилению контрреволюционного террора. Однако светлое чувство гармонии жизни, рожденное ощущением новых перспектив, еще некоторое время не покидало художника.

Полотна 1920—1922 годов («Концерт», «Под большим деревом») пронизаны радостью бытия, воспеванием красоты природы. Но усиление террора в корне разрушало всякие надежды и свое творчество молодой художник навсегда связал с судьбой пролетариата. Именно это ощущение кровной связи с миром эксплуатируемых определило его новаторство и в выборе тем, и в выработке нового активного языка живописи. Отныне в стремлении к созданию динамичного, драматического образа, доходящего порой до гротескной остроты, образа идейно-значимого и содержательного, развивается его емкое, насыщенное огромной внутренней силой искусство.

Рыбаки, 1929

В 1923 году Деркович уезжает в Австрию. Два года, проведенных в Вене, предоставили молодому художнику обширные возможности для знакомства с новыми направлениями искусства начала века. Но те, кого он почитал своими пророками в живописи, не понимали его сознательного желания разделить свою творческую судьбу с жизнью и борьбой пролетариата. С чувством неприкаянности и одиночества он возвращается в Будапешт. На родине темы ужаса, судьбы людей, которые не могут найти безопасного пристанища, вырастают в реальные образы. В 1927 году в связи с открывшейся выставкой его произведений художник писал: «Мы должны создать взаимосвязь между изящными искусствами и идеями; каждому человеку есть что сказать людям. В качестве художника и представителя моего времени я чувствую себя обязанным выразить полностью существенные черты нашей жизни и нашего общества. И я полагаю выполнить этот долг, осмысляя события современности».

Это интересно:   365 лет французскому скульптору эпохи барокко Никола Кусту

Реальный мир художник своеобразно отразил в двух резко отличающихся по своему настрою сериях—«Улица» и «Дома». Гнетущим кошмаром веет от улиц, мостов, железных дорог, одиноких будок, охваченных зимней стужей, от которой некуда деться бедняку («Мост зимой», «Вдоль железной дороги», «Стужа»). Самая монументальная, программная картина из «уличной» серии названа просто «Улица» (1927). В центре ее — движущаяся толпа, но движение людей не стихийное, не судорожно-стремительное, как в бегущей толпе его ранних венских картин, а собранное, всеобщее. «Улица» говорит о беспомощных, бесправных людях большого капиталистического города. Как символ угнетения и деспотии на заднем плане картины «вырастает» фигура жандарма верхом на коне.

Продажа винограда, 1931

В противовес «Улице» картины серии «Дома» рисуют художника и его жену, отгороженных от внешнего мира. Эти своеобразные двойные автопортреты проникнуты тонким лиризмом («Рассвет»). Распахивая окно или открывая дверь дома, художник как бы подключает к этой лирической атмосфере идейно и эмоционально враждебный настрой. Дом, как обозримый, дающий чувство полноты и цельности эти- ческий мир, художник противопоставляет миру вражды и бесправия («Мы вдвоем»). Но эти два мира неразрывны между собой. И в последней работе серии «Дома» — «Судебное извещение» (1930) — Деркович изобразил реальный эпизод, когда ему было вручено постановление о выселении из квартиры. Единение двух близких людей в минуту тяжелых испытаний доведено художником до символического звучания. В символическом выражении возникает и ощущение враждебности внешнего мира: из окна видно, как к птице хищно приближается готовая ее сожрать кошка.

В 1928 году родилось центральное произведение Деркови-ча — серия гравюр, посвященных крестьянскому восстанию 1514 года под руководством Дьёрдя Дожа. Художник с необычайной силой оживил одну из самых кровавых трагедий истории Венгрии. Эти гравюры, созданные в годы фашистского террора по поручению подпольной организации, превратились в знамя революционного пролетариата.

Дом среди деревьев, 1922

С 1930 года начинается последний этап жизни и творчества Дерковича, когда он суровым и ярким художественным языком высказал беспощадную правду о своем времени. Это был период создания совершенных шедевров современного искусства.

Это интересно:   115 лет со дня рождения литовского художника Антанаса Кучаса

Личная судьба художника трудно складывалась в эти годы. Дважды он оказывался на скамье подсудимых в качестве политического обвиняемого. Творчество его преследовалось. Болезнь и полная материальная неустроенность, граничащая с нищетой, подтачивали его силы. Но чувство долга и внутренняя убежденность в необходимости сказать людям правду «о времени и о себе» толкали на нечеловеческие волевые усилия. Судорожно работая, художник создает произведения, по своему значению далеко выходящие за рамки венгерского искусства, получившие интернациональное признание.

Фонтан, 1920

Усиливался процесс фашизации, положение рабочих становилось невыносимым. 1 сентября 1930 года в Будапеште прошла демонстрация против безработицы. Мирная демонстрация была жестоко подавлена. Для Дерковича впечатления, вынесенные от этих дней, оказались решающими. Он создает бесчисленные рисунки, в результате которых родилась его знаменитая картина «Хлеба ради». Лаконизм здесь доведен до высшей степени. Голова и часть торса распростертого на мостовой мертвого рабочего, рядом — кусок хлеба и тут же — ружейный приклад и сапог опирающегося на него полицейского.

Не прекращал художник свою работу агитатора. Следующая демонстрация рабочих в том же 1930 году была оснащена транспарантами, созданными его рукой. Центральное поле одного из транспарантов занято изображением заключенного, ломающего решетку тюрьмы. Вокруг в виде своеобразных клейм были размещены сильно увеличенные рисунки из серии гравюр «Восстание 1514 года». К этому же времени относится картина «Казнь» — живой отклик на возникновение фашистских концентрационных лагерей.

Гребля, 1925

В 1932 году Деркович написал картину «Три поколения». Сложное построение в трех плоскостях, созданное художником, позволяет раскрыть замысел картины. В центре — читающий рабочий (один из лучших автопортретов Дерковича), в зеркале видна мать с ребенком, а в глубине — висящий на стене портрет Карла Маркса. Художник как бы сливает воедино три временных и три пространственных измерения, подчиняя их основной идее — преемственности поколений.

Однако оптимистическая вера в будущее привела к тому, что в последних своих работах художник переходит к новому образному обобщению. От изображения нужд и тягот трудового народа он переходит к возвеличиванию труда, залогу обновления жизни. Воспевание труда выливается в ряд замечательных образов, созданных всего за полтора года: «Подносчики кирпича» (1933), «Судовой кузнец» (1933), «Перевозчики песка на Дунае» (1934), и полную возвышенного лиризма «Мать-пролетарку» (1933).

Это интересно:   К 140-летию советского художника Василия Сварога

18 июня 1934 года Дюлы Дерковича не стало. Но его искусство все глубже проникало в широкие народные массы. После освобождения Венгрии первым выражением признательности молодого государства трудящихся своему великому художнику было присуждение ему посмертно премии Кошута.

Дюла Деркович всем своим творчеством связан с прогрессивным международным изобразительным искусством. Понимая это, благодарные соотечественники открыли в 1980 году на его родине в Сомбатхейе Музей социалистического искусства.

Н. РЫБАКОВА

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ