150 лет со дня рождения грузинского драматурга и театрального деятеля Шалвы Дадиани

21 мая исполняется 150 лет со дня рождения (1874) Шалвы Николаевича Дадиани, грузинского советского драматурга, писателя и театрального деятеля (умер в 1959 году). К этой дате публикуем очерк о творчестве грузинского драматурга. 

Шалва Дадиани — активный участник строительства грузинского советского театра.

Творческую деятельность он начал в 1893 году в качестве актера Кутаисского театра под руководством К. Месхи. В 1912 году Ди диани создал свой театр «Передвижная труппа», предназначенный для обслуживания рабочих южных портовых городов. В 1905 году он написал свою первую пьесу — «В пещере». Большим успехом на дореволюционной грузинской сиене пользовалась его комедия «Вчерашние» (1917).

Но особенно плодотворна деятельность Дадиани в советское время. Он руководил театральным отделом Наркомпроса республики, был председателем президиума Театрального общества Грузинской ССР. Его пьесы сыграли значительную роль в развитии национальной драматургии. Лучшие из них («Тетнульд», «Пушкин в Грузии», «Руставели» и др.) широко ставились не только на грузинской, но и на русской сцене. Ш Дадиани — народный артист Грузинской ССР.

 

Шалва Дадиани. Из автобиографии

…Мое выступление на большой сцене произошло в Кутаиси. Я увлекался литературой, но не только создавал свои жалкие «шедевры». Пробовал и переводить. Однажды перевел и переделал (тогда это было принято) «Лилию» Альфонса Доде — заменил иностранные имена грузинскими и назвал «Сио герой».
В это самое время Котэ Месхи сформировал в Кутаиси профессиональную труппу. Котэ Месхи был режиссером, руководителем, премьером труппы. Он ставил хорошие пьесы и уделял много внимания составу актеров. И вот в его театр принес я «переделанную» мною пьесу «Сио герой». Прошло время. Как-то вечером, когда я прогуливался, как обычно, по городскому бульвару, Котэ Месхи подозвал меня и сказал: «Ты сделал хорошую пьесу, дружок, но исполнителя роли Сио — пятнадцатилетнего юноши — у меня нет, не возьмешься ли ты сыграть его?» Я, понятно, смутился и не решился согласиться, но Котэ ободряюще сказал: «Приходи ко мне утром на репетицию, там посмотрим».
В назначенное время я пришел в театр, и тут выяснилось, что с ролью моего героя Сио пока надо распроститься, что надобно сначала привыкнуть к сцене. Мне дали эпизодическую роль графа Дежирье в «Маргарите Готье». Я быстро выучил эту небольшую роль — каких-то полторы страницы — и на очередной репетиции сыграл ее без единой запинки.

Это интересно:   Ольга Аросева "Возможно, Брежневу нравился наш "Кабачок",но при нем его и закрыли" - интервью 1993-го года

Вот так вступил я на грузинскую сцену — в роли графа!

С дебюта в «Маргарите Готье» — это было 3 марта 1893 года—я не расставался с грузинским театром почти тридцать лет.

Рецензент газеты «Иверия» высоко оценил мой дебют и благословил на сценическую деятельность. Так что знайте — я вступил на грузинскую сцену в фимиаме славы, да, но только должен признаться, что актер я был не ахти какой. И все же я сумел не расстаться со сценой, нашел способ «сохранить нашу близость»— ставил спектакли, руководил театральными сезонами, формировал труппы. Театр не распознал моей «уловки» и держал при себе! Нельзя сказать, что ему это не принесло никакой пользы — ведь будучи связан с ним, я взялся сочинять пьесы, и некоторые, кажется, довольно хороши, — их и поныне ставят на грузинской сцене…

…Грузинский театр заменил мне университет. И мои общественные взгляды сформировались в его атмосфере. Многое дали мне и сами пьесы, и мастерство актеров. А отношения между людьми, повседневные горести и радости грузинского театра способствовали в определенной мере моему знакомству с жизнью.

Многое воспринял я не только от корифеев, но и от рядовых работников сцены…

Я был глубоко убежден, что искусство избавит человечество от темных сторон жизни, и служил народу посредством искусства театра.

Из кн.: «Советские писатели. Автобиографии», т. III. М., 1966.

 

…Творчество Шалвы Дадиани поражает своей разносторонностью. Выпустив первый сборник стихов («Искра») в 1892 году, он на протяжении своего творческого пути написал свыше ста повестей и рассказов, три романа, около пятидесяти драматических произведений, не считая многочисленных переводов, ряд стихотворений, очерков, публицистических статей, литературоведческих и театроведческих работ.

Это интересно:   120 лет грузинскому певцу Дмитрию Мчедлидзе

С первых же шагов на литературном поприще Ш. Дадиани выступил пропагандистом прогрессивных, демократических идей, воодушевлявших все его творчество писателя и артиста. «Очаровательная, брызжущая подлинным крупным, ярким талантом комедия», — так охарактеризовал А. И. Сумбатов-Южин лучшую из его дореволюционных пьес — «Вчерашние» (1917). Артист грузинской сцены с 1893 года, Ш. Дадиани сыграл около трехсот ролей. Выступая в качестве режиссера, он поставил свыше ста спектаклей. Большое значение имел созданный и руководимый им «Передвижной театр», который в 1912—1914 годах объезжал с общественно-прогрессивным репертуаром города и селения Кавказа. Заботливый воспитатель молодежи, Дадиани руководил первыми шагами на сценическом пути ряда даровитых театральных деятелей.

С установлением Советской власти в Грузии для Дадиани, как и для других передовых людей Грузии, наступило время кипучей деятельности. Дадиани встал во главе всего театрального дела Советской Грузии, продолжая ставить спектакли, часто выступая в печати, участвуя в создании молодой грузинской кинематографии.

Большинство пьес Дадиани (как и все его романы) написано в советский период. Драматург откликается на актуальные темы современности в острой сатире, бичующей пережитки прошлого, — «Прямо в сердце» (1928), в трагедии «Тетнульд» (1930), рассказывающей о борьбе старого и нового в высокогорном районе Грузии — Верхней Сванетии, в драме «Марганец» (1932), обличающей попытки американского капитала помешать развитию советской промышленности, и в ряде других пьес. Он создает драмы на материале произведений грузинских классиков («Гурия Нино-швили», 1932; «Сломанный мост», 1935; «И это человек?», 1946). Он посвящает несколько пьес великим поэтам («Бараташвили», 1930; «Пушкин в Грузии», 1936; «Руставели», 1938)…

На всем творчестве Дадиани лежит печать благородства, чистоты. В его пьесах, романах, повестях читателям и зрителям полюбились многие образы честных, правдивых и мужественных людей. И в этих образах особенно ярко проявляются народные истоки его творчества. . .

Это интересно:   165 лет со дня рождения французского актера и режиссера Андре Антуана

Из ст.: А. Февральский. Творческое горение. — «Советская культурам, 1954, 28 октября.

Лит.: А. Буртикашвили. Шалва Дадиани. Тбилиси, 1952.

Театральный календарь на 1974 год. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ